12+

Главная женщина в жизни Белова: в Музее-квартире писателя открылась выставка, посвященная его матери

«Слово о матери» – так называется новая выставка в Музее-квартире В.И. Белова. Выставка ожидаемая и логичная для всех, кто знаком с жизнью и творчеством Василия Ивановича, поскольку мать для Белова-человека была самым дорогим человеком, а для Белова-писателя – одним из самых важных художественных образов.

Не случайно в кабинете писателя в его квартире с начала 1990-х на самом видном месте висит портрет Анфисы Ивановны, написанный художником-постановщиком кинокартины «Всё впереди» Евгением Игнатьевым. Он расположен так, чтобы, отрываясь от письменного стола, писатель всегда мог встретиться взглядом с мудрыми глазами матери и попросить у них совета.

На выставке «Слово о матери» представлены фотографии из архивного фонда Музея-квартиры Василия Ивановича Белова, а также из личных архивов родственников писателя по линии брата, Юрия Ивановича Белова, который проживал в Перми.

«На наш музей вышли родственники прозаика со стороны брата Юрия Ивановича, которые тоже сейчас живут в Пермисемья племянника писателя Алексей Юрьевич и Татьяна Ивановна Беловы, – рассказала директор музея-квартиры В.И. Белова Ольга Анфимова. –  Связь мы держали через Татьяну Ивановну, которая вступила в группу музея и рассказала нам, что в личном архиве семьи есть фотографии, которые ранее нигде не были представлены. В частности, фотография 1950-х годов, где запечатлена Анфиса Ивановна с дочерьми (сестрами В.И.Белова) Александрой и Лидией на сенокосе. Эта фотография и еще несколько снимков вошли в экспозицию “Слово о матери”».

На выставке также можно увидеть фотографию из архива соседа Василия Ивановича по деревне Тимониха Юрия Брянцева: на ней изображены жители деревни Тимониха, собирающиеся в лес за грибами, и в их числе – Анфиса Ивановна. Как и снимок с сенокоса, это фото было сделано в 50-х годах прошлого века.

Остальные фотографии, представленные на выставке – это фото из фондов Музея-квартиры Белова, т.е. те, что хранились в личном архиве самого Василия Ивановича.

Документальный ряд выставки продолжают рукописи Василия Белова: его ранние солдатские стихи, посвященные матери, и часть поэмы «Скорбные дни», которая была написана после смерти Анфисы Ивановны в 1992 году, а опубликована только в 2006 году в журнале «Наш современник».

Пожалуй, самыми интересными документальными экспонатами выставки стали черновые записи самой Анфисы Ивановны Беловой с воспоминаниями о своей жизни, о крестьянском быте, которые Василий Иванович просил ее сделать, когда работал над своим монументальным произведением «Лад. Очерки о народной эстетике». Несмотря на то, что Анфиса Ивановна закончила всего 4 класса начально-приходской школы, она была начитанным человеком, знала наизусть огромное количество стихов – Фета, Тютчева, Некрасова, Пушкина. В предисловии к «Ладу» писатель упоминает, что существенная часть материалов, вошедших в книгу, как раз базируются на воспоминаниях и рассказах его матери.

Выставка дополнена цитатами друзей и коллег Василия Белова, известных писателей-деревенщиков: Федора Абрамова, Евгения Носова, Александра Брагина, Александра Романова, которые высоко оценивали роль Анфисы Ивановны в жизни писателя. Все близко знавшие семью Беловых отмечали, что Анфиса Ивановна была для писателя не просто матерью, но и мудрым наставником, знатоком крестьянских традиций и хранителем языка старой северной деревни, являлась живым примером народно-поэтической культуры севера. Она была матерью во всеобъемлющем смысле слова: «Для друзей сына – она мать!», – отмечал Федор Абрамов в своем очерке «Деревеньку зовут Тимониха».

«Анфиса Ивановна Белова существует в нескольких ипостасях, – прокомментировал увиденное на выставке «Слово о матери» заведующий кафедрой литературы ВоГУ Сергей Баранов. – Это реальная женщина, мать Василия Ивановича, которая в его жизни значила очень много, потому что благодаря ей он выжил. Его детство приходится на очень трудные годы и, конечно, без того крестьянского энтузиазма – вроде бы и обыденного, но очень важного для продолжения жизни – Василия Белова могло бы просто не быть. Ведь у Белова был брат, родившийся до него – он умер, и от этого брата к нему перешло имя. Опасность такая была – и в своем рассказе «Иду домой» Белов пишет как раз о тех опасностях, которые постоянно поджидали крестьянских ребятишек в эти трудные годы. Другая ипостась матери Белова – литературная. Существует образ Анфисы Ивановны Беловой, воплощенный в произведениях Василия Ивановича. Это уже не реальный человек, а именно художественный образ, совмещающий в себе множество смыслов: это и женщина-мать, и основа человеческой жизни, и связь поколений; это и крестьянка с большой буквы. Это и самый дорогой человек – если судить по книгам Белова, по его произведениям мемуарного характера. Вот потому эта выставка нужна и важна: она позволяет зрительно представить этого человека как реально существующую личность, игравшую большую роль в жизни писателя Василия Ивановича Белова и в истории русской литературы второй половины ХХ века в целом».

«Невероятная сыновняя любовь Белова к Анфисе Ивановне просто поразительна,– говорит искусствовед и журналист Наталия Серова, близко знавшая писателя. – Я никогда не сталкивалась с таким отношением сына к матери. Когда она умерла, Василий Иванович два или три года вообще не мог работать, писать – когда произошел этот земной разрыв между ним и Анфисой Ивановной. Северные люди, мне кажется, часто стесняются своих эмоций – даже при глубоких чувствах они сдержаны и скуповаты на ласку и внимание – а Белов в этом смысле был образцовым сыном. Отношение его, мне кажется, может служить образцом для современных людей, которым нужно понять простую истину: пока родители живы – вы счастливы. Безотносительно всего остального».

Узнать больше об удивительном человеке – матери Василия Белова Анфисе Ивановне можно, посетив Музей-квартиру писателя (г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 4). Выставка «Слово о матери» будет открыта для посетителей до 10 сентября. По вопросам посещения звонить по телефону +7 (921) 126-14-23.

Елена Легчанова