Конечно, все театральные планы сегодня озвучиваются с маркировкой «если будет благоприятная эпидемиологическая обстановка». Неясной пока остается львиная доля вопросов: как начнется сезон, какими будут новые правила посещения театра зрителями… Но не строить планов – значит, не жить. Поэтому несмотря на все «если», драмтеатр готовится к новому сезону, в котором намерен показать своим зрителям несколько новых постановок.

На открытие сезона, которое (имеем в виду «если») должно состояться в начале октября, драмтеатр планирует представить пьесу известного екатеринбургского драматурга и режиссера Николая Коляды «Баба Шанель», которую он написал в 2010 году и которая с успехом идет во многих театрах страны. Сюжет пьесы разворачивается в Доме культуры Всероссийского общества глухих на юбилее ансамбля русской песни «Наитие». Солистки – 5 глубоких старушек с инвалидностью, которыми руководит молодой баянист, вызывающий у них нежные чувства. В разгар праздника руководитель, мечтающий о славе, вдруг представляет коллективу новую «молодую» (только что вышедшую на пенсию) солистку. Пьеса Николая Коляды, что называется, «основана на реальных событиях»: в молодости он делал передачу про подобный ансамбль инвалидов в Екатеринбурге, имевшую большой успех. Спустя время он узнал, что почти все героини его передачи уже умерли – и решил подарить им бессмертие, написав пьесу об этих женщинах. В Вологодском драмтеатре спектакль «Баба Шанель» будет поставлен на большой сцене, режиссером выступит Сергей Закутин. В спектакле будет занято старшее поколение артистов: Светлана Улыбина, Светлана Трубина, Ангелина Ноздрина, Любовь Илюхова, Наталья Воробьева, Марина Боброва, Андрей Светоносов. Изначально (имеем в виду «если») была также договоренность, что автор пьесы Николай Коляда приедет на премьеру спектакля.

Если из-за эпидситуации подготовить спектакль «Баба Шанель» к началу сезона театр не успеет, на этот случай готов запасной вариант: открывать сезон будет «Вишневый сад» в постановке литовского режиссера Линаса-Мариуса Зайкаускаса. Спектакль по Чехову был готов еще весной, прошла внутренняя сдача спектакля, на котором побывал и cultinfo, но сыграть премьеру для зрителя, намеченную на 20 марта, театр не успел из-за запрета массовых мероприятий в связи с пандемией. Также зрителям не показали еще один поставленный Зайкаускасом спектакль – «Чернобыльскую молитву» по Светлане Алексиевич, работу молодой актрисы театра Валерии Труневой (моноспектакль). Его премьеру также перенесли на осень.

Сам художественный руководитель драмтеатра Алексей Ожогин в качестве режиссера в этом сезоне планирует постановку двух спектаклей. Сейчас он приступает к работе над комедией Александра Галина «Сирена и Виктория» – популярной пьесой на троих актеров, в конце 1990-х – начале 2000-х успешно ставящейся в различных антрепризных проектах. Это спектакль про двух одиноких женщин – успешную предпринимательницу и скромного педагога, в порыве отчаяния решающихся пригласить мужчину по вызову. Так в их квартире и жизни появляется загадочный Константин, подрабатывающий стрижкой собак. Спектакль будет поставлен на малой сцене театра, а играться он будет в два состава: в первом будут заняты заслуженные артисты Марианна Витавская, Наталья Ситникова и Олег Емельянов, во втором – Оксана Киселева, Лариса Григорова и Тимофей Смирнов.

Выбор двух комедийных историй («Баба Шанель» и «Сирена и Виктория») для открытия сезона художественный руководитель драмтеатра объяснил так: «И артисты, и зрители сейчас очень устали от неуверенности в завтрашнем дне и депрессии, которую принесла новая “коронавирусная” реальность. Хочется сделать что-то позитивное, чтобы люди могли прийти, отдохнуть, расслабиться, посмеяться, и одновременно зарядиться положительной энергией и оптимизмом».

Еще один проект, надеются в драмтеатре, также возродят нынешней осенью. Речь идет о спектакле «Маскарад» по Лермонтову, который будет ставить приглашенный французский режиссер русского происхождения Владимир Гранов. К спектаклю была уже сделана бóльшая часть декораций; постановка, в которой будет занята почти вся труппа, по ожиданиям художественного руководителя, обещает быть масштабной и красочной.

К Новому году драмтеатр всегда ставит для детей новую сказочную историю. Этот год, надеется худрук, не станет исключением – во всяком случае, пьеса уже определена. Это будет «пиратский боевик» Дамира Салимзянова «Веселый Роджер» с морскими приключениями, погонями и, конечно, зарытыми на острове сокровищами. Ставить сказку будет главный режиссер Котласского драматического театра Наталья Шибалова, в 2019 году уже поставившая на вологодской сцене спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас». «В идеале – это будет сказка на новогодние праздники, но если развитие событий пойдет другим путем, то мы все равно поставим эту сказку, но уже без привязок к праздникам и елкам», – говорит Алексей Ожогин.

После Нового года в планах у режиссера Ожогина запуск работы над «Маленькими трагедиями» Пушкина.

Ну и если заглядывать в совсем далекое (по нынешним нестабильным меркам) будущее, то в конце сезона 2020/2021 театр намерен вернуться к работе над спектаклем «Заповедник» по Сергею Довлатову, который готовил на театральный фестиваль «Голоса истории» в нынешнем году. В этом году уже началось предварительное знакомство с архитектурным пространством, где планировалось сыграть спектакль, – площадками Вологодского кремля. Ставить «Заповедник» задумывали в стилистике иммерсивного театра (театр вовлечения, где зритель является полноправным участником происходящего). Режиссером должен стать Дмитрий Ефремов, который в прошлом году поставил в драмтеатре «Человека из Подольска», а общее руководство постановкой будет осуществлять Алексей Ожогин.

На вопрос, не рассматривает ли театр неблагоприятный вариант развития событий и возобновление онлайн-режима, Алексей Ожогин отвечает так: «Мы рассматриваем всякие варианты, в том числе и худшие. Вся эта ситуация с коронавирусом – это какая-то новая реальность, в которой нам надо привыкать жить и постигать ее законы. Это тяжело, но, видимо, придется. Планировать сейчас очень сложно. Но одно я знаю точно: театр должен оставаться театром. С залом, зрителями, сценой, кулисами и живым общением, без «онлайна». «Онлайн» обусловлен обстоятельствами, но долгое время в нем театр жить не сможет. Да и, если говорить откровенно, показы спектаклей онлайн для обычного зрителя не представляют большого интереса. Поначалу это вроде как скрашивало досуг, но все равно цифры просмотров были скромные. Надо еще понимать, что наши зрители значительной частью – люди 45+, в интернете проводящие не так много времени. А молодежь – точечный сегмент, они хоть к онлайну приучены, но для них это инстаграм и тик-ток, максимум информации за минимальное количество времени, а не сидение перед монитором на 3-часовом «Вишневом саде» Зайкаускаса. Спектакли смотрели большей частью либо тонкие ценители, либо профессионалы – те же актеры и режиссеры, оказавшиеся на самоизоляции и получившие свободное время для просмотра работ коллег.

Поэтому… мы ждем возвращения в оффлайн. В любом виде, в каком разрешат: треть зала, ползала, 75%. Карантин артисты переживали тяжело. Работа в театре предполагает публичность, без этого творческий человек не может. Сейчас уже все собрали ягоды, огурцы и кабачки на своих дачах и находятся “на низком старте” – мечтают вплотную приступить к работе. Мечтают увидеть зрителей. Мечтают услышать долгожданные аплодисменты».

Теги: драмтеатр
Елена Легчанова

Новости по теме