В Вологодском Музее кружева открылась выставка старинных вееров «Я охлаждаю, я освежаю, я могу хранить секреты». Эти слова были выгравированы на веере, который преподнесли английской королеве Александре в 1903 году во время ее визита в Ирландию. Они как нельзя лучше отражают истинное назначение этого изысканного дамского аксессуара.

Уникальные предметы конца XVIII – начала XX века из Франции, Англии, Германии, Голландии показывает вологжанам Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино». Коллекция вееров пополняется на протяжении 10 лет и насчитывает сегодня порядка 80 единиц.

«Эта выставка – искушение красотой, историей и разными стилями – от барокко до модерна. В залах представлено огромное разнообразие аксессуаров и широкая география их создания. Выставка будет работать не так долго, до 27 сентября, поэтому я призываю посетить её и рассказать об этой красоте своим близким, чтобы как можно больше вологжан смогли насладиться ею», – поделилась генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.

В давние времена веер читали как книгу: он мог свидетельствовать о социально-политических взглядах владелицы, об эстетических и этических предпочтениях. Характерной приметой ушедшего времени был тайный язык вееров, с помощью которого кавалеры понимали дам без слов.

«Интерес к веерам растет с каждым годом, несмотря на то, что они практически исчезли из нашего обихода. Изменились ритм и стиль жизни, дамские наряды стали другими. Веера считаются символом женственности и уходящей эпохи. Над созданием изысканных и уникальных аксессуаров трудились резчики по кости, перламутру, ювелиры, кружевницы, вышивальщицы, их расписывали лучшие художники. Синтез содружества ремесел обеспечивает веерам уникальность. Характер их украшений и материал менялся в соответствии со стилями эпохи: рококо, классицизм, ампир. Если В ХVIII веке веер был продолжением женской руки, и выход аристократки в свет был немыслим без него, то с 1880-х годов, в эпоху модерна, веер стал рассматриваться как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства», – рассказала Надежда Астафьева, хранитель коллекции вееров, костюма Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино».

Представленные на выставке экспонаты относятся к двум типам: веер-плие – с плиссированным экраном и жестким остовом, и веер-бризе – складной, состоящий только из твердых пластин. Зрители могут рассмотреть тонкости устройства вееров и их фактуру: станки обычно изготовлялись из кости, перламутра, рога, панциря черепахи. Мастера предпочитали именно эти изысканные, но хрупкие материалы. Для изготовления экранов вееров чаще всего выбирали бумагу, кружево, шелк, газ и атлас, украшая их росписями, вышивкой, блестками, бисером, пайетками.

На веерах изображались галантные сцены, пасторальные, мифологические сюжеты, театральные символы, пейзажи, росписи на шутливые темы. На одном из экспонатов выставки посетители увидят…детскую стирку. Найти этот веер среди других, кружевных, блестящих и с кисточками будет несложно.

Один из самых старинных экспонатов – голландский веер 1750-х годов. На нем изображен известный библейский сюжет – встреча Исаака и Ревекки. Этот веер относится к типу свадебных, он мог сопровождать женщину на самые важные церемонии в ее жизни: венчание, крещение детей.

Веер pliant конца ХIХ века удивительно красив, он придавал особенный шик и элегантность даме и в ее руках вряд ли мог остаться незамеченным. Его остов изготовлен из твердого материала, а экран – из перьев страуса и марабу. С таким изысканным аксессуаром можно было отправиться на бал или на театральную премьеру.

На выставке в Музее кружева есть раздел, посвященный белой вышивке. В витрине представлены сорочка, утренняя блуза, чепцы, свадебный комплект, состоящий из подзора и двух накидок на подушки. В общей композиции изящные веера из плетеного кружева «дюшес» смотрятся очень органично. Что роднит веера и кружево? Непременные атрибуты женского туалета в прошлую эпоху были знаком социального отличия. В ХVIII веке веера (как и кружева) стоили очень дорого, их могли позволить себе только аристократки.

У китайского веера, недавно поступившего в коллекцию музея, несколько названий: «мандаринский», «кантонский» (произведен в портовом городе Кантон) и «тысячи лиц». Его оправа сделана из папье-маше, покрытого лаком. Экран украшен росписью с изображением китайцев в интерьерах и садах. Лица персонажей выполнены из тонких пластинок слоновой кости, а одежда – из фрагментов шелковых тканей. Обратная сторона веера не менее яркая и красочная: на ней изображены фазаны и розы. По краям расположены символы, которые обозначают успех и удачу.

В витринах с веерами соседствуют изделия холмогорских резчиков: ларцы, шкатулки, коробочки для карточных игр, подсвечники, ридикюли, расшитые бисером. Выставочный ряд дополняют дамские платья и аксессуары, предметы декоративно-прикладного искусства, произведения графики.

Выставка «Я охлаждаю, я освежаю, я могу хранить секреты» будет работать до 27 сентября по адресу: Кремлевская площадь, 12, с 10:00 до 17:30 (выходные: понедельник, вторник).

 

Теги: Музей кружева
Кристина Страмова

Новости по теме