Устюженский краеведческий музей ведет онлайн проект «Этнографические коллекции», где рассказывает о музейных экспонатах. Следить за публикациями можно на сайте музея ukm35.ru. Очередной выпуск проекта посвящен женским головным платкам.

Платок был неотъемлемой частью женского комплекса одежды. Платки были квадратной или треугольной формы с длиной стороны около 1 метра до широко бытовавших 1,5 метров. Будничные платки изготавливались из ситца, простого или узорного «тканья» домашней набойки (кубовые). Зимние платки шились из фабричной шерстяной или полушерстяной ткани – «поперечины». Праздничные платки изготавливались из нарядных фабричных и домашних тканей, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.

В 1840-е годы, по словам корреспондента Русского географического общества, женщины в будни покрывали голову «бумажным платком», в праздники – «шелковой косынкой». В 1860-1870 годы носили кубовые платки, а в конце ХIХ века «…кубовые платки заменились ситцевыми, шерстяными, шелковыми и шалями». Платки были яркими однотонными или с цветочным рисунком красного, зеленого, бордового, синего и черного цветов, с орнаментом, расположенным по всему полю платка, по центру, в углах и по кайме. Праздничные платки нередко оформлялись кистями с двух или четырех сторон, вышивкой бумажными, льняными, шелковыми, шерстяными нитями. Кроме того, вышивались инициалы владелицы, а иногда и довольно большие тексты – «прибауточки». Встречались шелковые златотканые платки с длиной стороны 90 см. По полю и кайме таких платков был выткан растительный цветочный орнамент. Во второй половине ХIХ века попадались треугольные косынки с длиной по диагонали до 130 см, украшенные золотным шитьем («золотные косынки»). Вышитые растительные узоры располагались по центру и на концах. Концы нередко обшивались золотой бахромой.

В качестве составной одежды платок обычно надевали, выходя на улицу, в гости и в церковь. Летом его носили поверх мягкого сборника или повойника. Замужние женщины под платками обязательно носили повойники. Дома и во время летних полевых работ платок на традиционный головной убор не надевали. Существовали различные способы ношения платка. Во время праздников платок не завязывали, концы его свободно свисали или скрепляли под подбородком. Известен и другой способ ношения косынки, когда вышивку делали на некотором расстоянии от концов. При этом два узких конца «обводили» вокруг головы и завязывались на лбу двумя узлами. Под косынку надевалась сшитая кольцом полоска ткани – «бархотик», которая крепилась булавками. Большим шерстяным или бумажным платком накрывались от дождя. Когда было тепло, платки носили, накинутыми на плечи. На плечах платок шелковый, старинный, «порядочный» – обычный атрибут праздничного наряда ХIХ столетия. Когда женщины шли в церковь, то платок могли нести сложенным вчетверо и перекинутым через руку.

Замужняя женщина всегда носила платок. В холодное время года носили несколько платков, повязывая их один на другой. Старухи сначала покрывали повойник, завязывая концы на лбу, сверху накидывали ещё один платок концами вниз – «наперёд», голова при этом становилась, как говорили бабы, «большущей». Кроме того, надо лбом верхняя часть прихлопывалась с боков, образуя форму гребешка. В Устюженском уезде платок треугольной формы называли «косинька». «Цапец» – это платок из тонкой фабричной ткани, сложенной по диагонали в виде ленты и повязанный вокруг головы, концы которого обычно завязывали сзади. Иногда «цапец» завязывался на лбу, в этом случае оформлялся бантом. Позднее платки фабричного производства вытеснили практически все другие головные уборы. К началу ХХ века в Устюженском уезде практически единственным видом головного убора основной массы крестьянского населения стали платки (плат, платок, фата) или косынки («косынька», «косинка»).

Теги: Устюженский краеведческий музей
Устюженский краеведческий музей

Новости по теме