Почти единственным офлайн мероприятием фестиваля «Рубцовская осень» в непростом 2020 году стала экскурсия по рубцовским местам Вологды, проходившая только на свежем воздухе. Не испугавшиеся дождя и ветра почитатели поэта прошли по знакомым местам под предводительством Нины Смелковой, заведующей музеем «Литература. Искусство. Век ХХ».

Нина показала некоторые неопубликованные письма друзей поэта, поделилась своим видением «Вологды Рубцова» и превратила экскурсию в диалог с участниками. В обсуждении участвовали все, и каждый мог поделиться своими воспоминаниями или знаниями истории.

– «Рубцовская осень» – главный городской фестиваль, который за 22 года уже вошел в привычку. Все началось с того, что люди просто стали собираться и петь песни на стихи Рубцова, а потом этих людей становилось все больше. Фестиваль действительно стоит проводить, а после пандемии – тем более, потому что люди ждут мероприятий. Фестиваль проходит с 1998 года и не теряет актуальности, не вырабатывает себя, то есть это фестиваль, на который всегда приходят люди, поклонники. Это абсолютно народная инициатива, – рассказала Нина Смелкова.

Сбор состоялся у дома на Яшина, 3, где располагается квартира, где жил и где трагически погиб Николай Рубцов. Сотрудники литмузея Нина Смелкова и Елена Романова рассказали, как поэту досталась квартира, какие сложности переживал Рубцов относительно «квартирного вопроса», почему в доме пропало ощущение причастности к истории, а также назвали несколько версий смерти поэта, оспорив распространенный неправдивый слух о ножевом ранении.

В качестве второго «объекта посещения» организаторы выбрали угловой дом на перекрестке улицы Яшина и Советского проспекта. Там на деревянном здании располагается герб старой Вологды с изображением оленя. Нина рассказала о любви поэта к деревянному зодчеству, о его внутреннем бунте против новых построек и о той Вологде, которая нравилась Рубцову – именно потому что она больше напоминала деревню, чем город, и это сильно радовало поэта. «В конце 60-х насчитывалось около восьми тысяч деревянных домов в Вологде, а из двухсот шестидесяти улиц лишь сорок имели частичное (именно частичное!) асфальтовое покрытие. Это даже не начало века!», – рассказала экскурсовод. Рубцов был сильно привязан к живописным пейзажам и часто писал о непринятии «нового». Он любил Вологду с одним автобусом, неасфальтированными дворами и деревянными постройками. Нина Смелкова отметила, что позже впервые о защите деревянных домов было упомянуто только в 1973 в «Советской России», уже после смерти поэта.

Затем у памятника Николаю Рубцову организаторы экскурсии вместе с группой обсудили реалистичность его портретов и пришли к выводу, что памятник на Советском проспекте точнее всего отражает характер поэта: символичное пальто, шарф, надетый по привычке, рука около сердца.

Далее маршрут следования вел к старому Речному вокзалу и перекрестку с Пречистинской набережной – по любимым заведениям Николая Рубцова. Нина Смелкова рассказала, как в одном из таких мест, в ресторане «Поплавок», поэт создавал свои вечерние стихи: «Я просто ставлю свою фамилию, а дальше все является само собой».

Участники экскурсии также рассказывали о старой Вологде и о том, как раньше выглядели любимые места поэта. К мероприятию, например, присоединилась жительница дома на Яшина,3, живущая там со времен «Вологды Рубцова».

Во время экскурсии Нина Смелкова зачитывала стихи поэта и многие с удовольствием помогали ей, вспоминая знакомые строчки.

Мероприятие закончилось у реки, напротив современного хостела «Пилигрим». Нина объяснила это тем, что Рубцов и сам был пилигримом и тема дороги – одна из основных в его творчестве. Все вместе пришли к выводу, что тоска – это внутреннее состояние поэта и вся его жизнь говорит о том, что он ничего не видел кроме осени.

 

Теги: Рубцовская осень, Нина Смелкова, экскурсия
Редакция cultinfo

Новости по теме