12+

Фотоаппараты, которые были в каждой советской семье, показывает Кирилло-Белозерский музей

В филиале Кирилло-Белозерского музея-заповедника – Музее истории города и района – накануне открылась камерная выставка «Советские фотоаппараты в собрании музея».

Большая часть предметов поступила в музейный фонд от семьи Церковницких и жителя города Кириллова – Николая Боровикова. Небольшая камера «Этюд» получена от Александра Позднякова, который возглавлял музей с 1963 по 1974 годы. Всего на  выставке представлено 16 фотоаппаратов.

Активное развитие советского фотоаппаратостроения начинается в 1930-е годы. Наиболее массовыми среди первых отечественных моделей фотоаппаратов были «Фотокор» и  «ФЭД». Самым массовым народным фотоаппаратом стал «ФЭД», его выпуск налажен с января 1934 года в Харькове. В коллекции КБМЗ находятся «ФЭД-3» и «ФЭД-5В», переданные Николаем Боровиковым.

После окончания Великой Отечественной войны советская фотопромышленность получила возможность для нового качественного витка развития. Появились производственные площади с новейшим оборудованием и квалифицированные рабочие. Трофейные образцы дали много идей отечественным конструкторам. Из довоенных фотоаппаратов остались в производстве зеркальный ФЭД и пластиночный ФК-1 для фотоателье.

К Первомаю 1948 года начинают выпуск аналога ФЭДа под названием «Зоркий» с улучшенным затвором. До 1980 года разработано 14 моделей данного фотоаппарата. Фотоаппараты этого семейства были, наверное, в каждой советской семье. Семейство «Зорких» – разные по сложности модели, отличающиеся прочностью металлического корпуса, приемлемым качеством, механической конструкцией, не требующие никаких батареек и работоспособные в самых некомфортных условиях. «В коллекции музея-заповедника находится фотоаппарат «Зоркий-3» – советский дальномерный фотоаппарат, выпускавшийся Красногорским механическим заводом с 1951 по 1956 год. Основными его отличиями являются: литой алюминиевый корпус со съёмной задней стенкой, затвор с увеличенным диапазоном выдержек, яркий видоискатель, совмещённый с дальномером. Всего их было выпущено 87 569 штук», – сообщают сотрудники Музея истории города и района.

На выставке показано и два фотоаппарата «Киев»: «Киев-6С», «Киев-30». Они были выпущены на киевском заводе «Арсенал». Фотоаппараты «Киев» начали выпускать в СССР в послевоенное время. В 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне, в счёт репараций были доставлены в Россию оборудование, запчасти, комплектующие, техническая документация и даже ведущие специалисты немецкого завода по производству фотоаппаратов «Contax». Уже в 1947 году в продаже появились первые фотоаппараты «Киев», собранные из трофейных комплектующих; они сейчас высоко ценятся как коллекционные экземпляры. 

На базе конструкции фотокамеры «Киев» в СССР решили создать миниатюрный «шпионский» фотоаппарат. Советские конструкторы в 1960 году сделали первую версию мини-камеры «Киев-Вега». «Киев-30» – советский миниатюрный (микроформатный) шкальный фотоаппарат, выпускавшийся на киевском заводе «Арсенал» с 1975 по 1987 год. Фотоаппарат «Киев» был выпущен в семи моделях. Он является малоформатным аппаратом высокого класса и предназначен для фотолюбителей, профессионалов, а также для применения в научно-исследовательских и технических работах.

В 1949 году на Красногорском заводе начинают выпуск зеркальной фотокамеры «Любитель» с пластмассовым корпусом и откидной задней стенкой. В коллекции музея находятся фотоаппараты «Любитель-166В» и «Любитель-2» (последний был передан музею Н. В. Боровиковым). «Любитель» – советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат производства Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Выпускался с 1950 по 1956 год, произведено 1 361 110 штук; «Любитель-2» – с 1955 по 1979 год, произведено 2 232 245 штук. «Любители» были массовыми аппаратами: только первых двух модификаций выпущено более трёх миллионов штук. Чуть ли не для трёх поколений людей ленинградский «Любитель» был самым доступным способом попробовать широкую плёнку. 

Расцвет советской фотоиндустрии пришелся на 60-е годы XX века. Ежегодно выпускалось более миллиона камер разного класса и назначения («Ленинград», «Киев», «Зенит», «Зоркий», «Старт» и другие).

На киевском заводе «Арсенал» с 1957 по 1972 год выпускается среднеформатный зеркальный «Салют», а с 1972 по 1980 год – «Салют-С».  Эти фотоаппараты являются системными камерами. «Салют» – сложная и дорогая фотокамера, рассчитанная на фоторепортеров. В музейной коллекции находится фотоаппарат «Салют-С», принадлежавший Н. В. Боровикову.

На выставке в филиале Кирилло-Белозерского музея-заповедника представлен фотоаппарат, который относится к категории камер форматных. Эти камеры ещё до недавнего времени (до середины 1980-х годов) выпускались Харьковским заводом. Применение этих камер, что следует из описания завода-изготовителя, предназначалось для съёмки портретов, пейзажей, студийной и научной работ. Данная камера комплектовалась объективом Индустар-51, не имеющего встроенного затвора, а съёмка осуществлялась методом снятия крышки объектива, при открытом шибере кассеты.

Николаю Васильевичу Боровикову принадлежал и фотоаппарат «Смена-8М». Это шкальный советский фотоаппарат, выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 года по 1990 годы. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 экземпляров (по 1995 год включительно). Интересен тот факт, что «Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты.

Фотоаппарат «Этюд», который также представлен на выставке, производился на заводе БелОМО (Белорусское оптико-механическое объединение) с 1969 по 1984 годы. Это в советском описании – детская камера. Всего камер «Этюд» было произведено около 1,5 млн, но сейчас это уже редкая камера – пластик хрупкий и редко сохранялся долгое время.

Посмотреть на советские фотоаппараты можно в Музее истории города и района до 31 октября.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник