Сегодня, 16 сентября, исполняется 85 лет известному кинооператору, публицисту, фотографу Анатолию Заболоцкому, который так определил свое творческое кредо: «А я снимаю Русь, которую я люблю».

Фотоработы Анатолия Дмитриевича украшают многие художественные и документальные издания России, выставки фотохудожника проходят в известных художественных галереях страны. Но искусством современной фотографии он увлекся не сразу.

Родился А. Д. Заболоцкий в 1935 году в глухой сибирской деревушке Сыда Красноярского края. В 1960-м закончил операторский факультет ВГИКа. Работал на 9 киностудиях СССР кинооператором-постановщиком, снимал собственные студенческие новеллы, многочисленные художественные фильмы, авторские короткометражные документальные очерки.

После ВГИКА судьба свела его с Василием Шукшиным. «Это было счастье работать с Василием Макаровичем, снимай, когда душа оживает», – учил Шукшин. Вместе с ним он поставит две картины, ставшие самыми знаменитыми фильмами Шукшина, – «Калина красная» и «Печки-лавочки». Преждевременная смерть друга потрясла Заболоцкого, он перестал работать в кино, объясняя это тем, «что такого масштаба личности в человеческом плане, как Шукшин, ему уже не встретить».

А. Д. Заболоцкого всегда влекли натуры творческие, незаурядные, глубокие, и сам как человек далеко неординарный, артистичный, тонко чувствующий прекрасное, он прикипал к таким людям навсегда. Близкими друзьями Анатолия Дмитриевича считались многие известные деятели культуры, ему посчастливилось стать свидетелем эпохи настоящих, «стержневых» русских людей, свидетелем их дружбы, жизни и творческого пути, стать фотохроникером целой эпохи настоящих творцов: Шукшина, Распутина, Солоухина, Абрамова, Гаврилина, Клыкова, Астафьева, Евдокимова…

Но, пожалуй, особые отношения у Заболоцкого сложились с Василием Ивановичем Беловым. Писатель, может быть, был одним из немногих кто понимал творческую и человеческую натуру Анатолия Дмитриевича, в дни тяжелых испытаний всегда протягивал ему руку помощи.

В 1982 году увидело свет иллюстрированное Заболоцким издание Беловского «Лада», ставшее на сегодня самым известным. Возможно, что история жизни русской деревни, рассказанная Беловым в очерках о народной эстетике, выглядела бы тогда, в первом своем воплощении совершенно иначе, если бы не фотографии Анатолия Дмитриевича Заболоцкого с изображением деревенских пейзажей, натюрмортов, лиц сельских людей, резных окон деревенских изб, восходов и закатов. Возможно, менее правдиво, менее захватывающе, менее трагично...

Белов переложил рассказы матери Анфисы Ивановны и других крестьян Тимонихи на бумагу, Заболоцкий запечатлел уходящую эпоху быта Русского Севера в кадрах художественной фотографии. Рассматривая их, проникаешься мыслью, что фотохудожнику дан особый дар «удерживать» в кадрах ту самую уходящую беловскую красоту традиционной русской жизни, «схватывать» непростые характеры своих соотечественников, создавать зрительный образ текстов «Лада». Сам Заболоцкий вспоминал: «Чтобы спасти меня от депрессии, Василий Иванович попросил меня проиллюстрировать текст «Лада», и пять лет я ходил по этим местам, разным деревням и добывал остатки культуры ушедшего века».

Именно просьба Белова подвигнет Заболоцкого на воспоминания «Шукшин в кадре и за кадром: записки кинооператора», где он убедительно и точно воссоздаст образ выдающегося художника в кино и литературе, откровенно и тактично. В 2002 году воспоминания выйдут в совместном издании с очерком Василия Ивановича о Шукшине «Тяжесть креста». Больше 40 лет продлится их дружба, до самой кончины писателя. На подарочном издании «Бухтин вологодских» Белов оставит ему напутствие: «Не унывай, Толя! Оводы, как ни стараются, в болото не унесут. 1 ноября 1988 год – Москва» и посвятит Заболоцкому поэтическую «Новогоднюю песню». Через три десятка лет, уже в Музее-квартире писателя, Заболоцкий вспомнит: «Больше всего меня воодушевляло прямодушие, удаль и штучность характера Василия Ивановича». В конце 1940-х малая родина художника попадет в зону затопления Красноярской ГЭС и исчезнет с лица земли. Благодаря Белову, который купил и подарил Заболоцкому дом в деревне Гридинская, что в 20 километрах от Тимонихи, Анатолий Дмитриевич обретет вторую родину – Вологодчину.

Сегодня А. Д. Заболоцкий продолжает служение своих близких друзей, сподвижников, воспевает русскую деревню, выхватывая и запечатлевая для потомков уникальные фотосюжеты, путешествует по городам и деревням от Камчатки до Сибири, изредка давая интервью, ведет активную общественную деятельность.

Операторская деятельность Анатолия Дмитриевича отмечена многочисленными наградами, его называют создателем операторской школы в белорусском кинематографе, а киноповесть «Через кладбище», снятая им совместно с режиссером Виктором Туровым, вошла в Список ЮНЕСКО «100 лучших фильмов о войне».

За выдающийся вклад в создание художественного образа России и ее граждан в кино и фотографии Заболоцкий отмечен международной премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность».

О фотоработах Заболоцкого Валентин Распутин напишет: «Это собрание фигур, лиц, глаз и настроений; эта вереница людских и природных «выходов на сцену»; эта галерея земного и небесного, сошедшегося вместе по-братски малого и великого, до боли родного – хоть руки простирай для объятий, и отстраненного, мудро взирающего из глубины веков, как древние рукописные книги; многоликий этот мир, многоголосо и слаженно выводящий мелодию бытия, – все это способно одновременно и в радость окунуть, и привести в смущение».

Выставка фоторабот Анатолия Заболоцкого «Жизнь подарила увидеть….» откроется в Музее-квартире В. И. Белова 24 сентября.

Теги: беловский круг, анатолий заболоцкий, Василий Белов
Музей-квартира В. И. Белова

Новости по теме