12+

Выставка Михаила Копьёва «Путь к картине» работает в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Живописец, график, сценограф, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству, Михаил Копьёв за свою жизнь попробовал себя в разных ипостасях. Это автор исторических, историко-аллегорических, жанровых произведений, портретист, анималист и иллюстратор. Художника не стало в 2017 году, но его дух продолжает жить в его полотнах.

Экспозиция «Путь к картине» разместилась в Народном доме, одном из выставочных залов музея-заповедника. В трех залах представлены полотна, созданные Михаилом Копьёвым в разные годы. «По широте мазка и скорости исполнения можно понять, в какое время создано то или иное произведение, – рассказала супруга художника Ираида Копьёва. – В начале 90-х Михаил писал работы элегического плана, позднее в его произведениях стал преобладать магический реализм. Со временем его работы наполнились экспрессией. Я поражалась, насколько быстро он писал картины. Я просто заходила в мастерскую, видела чистый холст, а когда возвращалась, там уже сияло произведение! В первом зале есть картина «Распятие» – он написал ее всего за три часа…».

Библейская тема – одна из важнейших в творчестве художника. «Глядя на работы Михаила Копьёва, видишь, как работала его кисть, как работала его мысль, – замечает директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Он всегда выделялся среди вологодских художников необычностью решений, особым цветовым строем, а его работа над евангельскими и библейскими сюжетами, не слишком популярными в настоящее время, давала возможность говорить о том, что важно и нужно каждому человеку».

В арсенале Михаила Копьёва – портреты  русских писателей: Пушкина и Гоголя, Северянина и Хлебникова, Гаврилина и Рубцова. На открытии выставки супруга художника рассказывала, как он работал над этими картинами: «Перед началом работы Михаил Васильевич собирал материалы об их жизни, воспоминания, стихи, истории, всю иконографию. И не начинал писать, пока не мог в своем воображении воспроизвести лицо писателя в профиль, анфас, сбоку… Он должен был представлять их мимику, язык, жесты». Так появились поэтичные картины-фантазии, не лишенные исторического правдоподобия: «Вдохновение. Пушкин», «Пушкин и Гоголь», «Пушкин и мальчик», «Коляска. Гоголь».

В одном из интервью Михаила Копьёва спросили: «Что движет вами в искусстве и жизни?». Он ответил: «Мой любимый писатель Честертон так определил ересь: это когда человек свою истину полюбил больше, чем Истину. А истину надо любить вообще. Она одна, она не меняется. Сознание этого постоянно меня поддерживает и в жизни, и в работе.

Что же касается творчества, то здесь необходимо определить, для кого ты творишь. Сейчас у нас все шире распространяется искусство индифферентное, когда художник работает не для зрителя, не для идеи, а для себя, и его произведения «говорят» со зрителем свысока. А я вспоминаю, как в детстве смотрел на замечательные работы классиков, например, на чудесные сказки Васнецова, и ощущал, что картина меня любит, что она вся обращена ко мне. Создателя этого произведения давно нет в живых, он вообще не предполагал моего существования, но подарил мне столько радости. Ради этого – ради возможности дарить такую радость людям и быть благодарным им за их отзывчивость – стоит работать».

Выставка «Путь к картине» будет работать до 10 января 2021 года.

Информация Кирилло-Белозерского музея-заповедника