12+

Жизнь на страницах дневника: в музее «Вологда на рубеже XIX-XX веков» открылась новая выставка

В музее «Вологда на рубеже XIX-XX веков» открылась выставка «Здесь перлы лучшие со дна моей души...», главным экспонатом которой стал дневник вологодской гимназистки Елизаветы Измайловой.

Первая часть дневника охватывает ученические годы Лизы в Вологодской Мариинской гимназии (1914-1917). Девичьи стихи, идеалы, мечтания, суждения, события гимназической жизни, отношения с учителями, одноклассницами – обо всем этом свидетельствуют дневниковые страницы.

Лиза Измайлова умела видеть красоту в простых вещах, она писала: «Что за чудный вечер сегодня! Тихо, маленький ветерок чуть колышет деревьями, кое-где пернатая вспорхнет, споет вечерний гимн и умолкнет…». В дневнике предстает Вологда начала XX века: гимназистки удивляются паровозу на железнодорожном вокзале, ходят в кино, катаются с горок, совершают прогулки в Ковырино, Осаново и Кувшиново.

Глубокое религиозное чувство, трепетное отношение к Богу, к молитве, к вере также нашли отражение в записях Елизаветы Измайловой.

Во второй части описываются события 1917-1923 годов. Полное борьбы и тревог время перемен круто изменило судьбы слушательницы высших женских курсов Лизы Измайловой и еще одной девушки – Дуни Цыбиной, крестьянки из глухой северной деревни. В начале 1920-х годов они обе стали студентками Вологодского молочно-хозяйственного института, а многие годы спустя – соседками по квартире в старинном доме, ровеснике их молодости. Воспоминания о событиях тех далеких лет дошли до нас в записях дневника, который в фонды Вологодского музея-заповедника передала вологжанка Наталия Артемова, внучка Евдокии Цыбиной. Наталия была воспитанницей Елизаветы Измайловой: «Я стала частью ее жизни, а она – частью моей. Всем самым лучшим, чем я обладаю, я обязана Елизавете Николаевне. Я обращалась к ней «бабинька» и на «Вы». Во время наших посиделок мы часто открывали дневник. Я не умела тогда читать, бабинька цитировала мне стихи и делилась воспоминаниями о своей жизни…».

Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...». Марина Критская Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...» Открытие выставки «Здесь перлы лучшие со дна моей души...»

Несмотря на жизненные сложности и обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться в юном возрасте, Лиза не падала духом: «Ранние несчастья не оставляют после никакой горечи в душе, они проносятся, как вешние грозы, освежая и укрепляя своими ударами молодую жизнь. Они приносят ужасную пользу, они поднимают душу, возвышают человека в собственных глазах. Но пока они в душе, эти несчастья, ей тяжело…».

А между тем в 1917 году восемнадцатилетняя Лиза Измайлова находилась в Москве в самом эпицентре революционных событий, кровавых и жестоких. Она фиксировала в дневнике записи буквально каждого дня вооруженного восстания. Эта хроника, основанная на ее личном восприятии, уникальна.

«Дневник отражает то, как трансформировалась личность человека в эпоху потрясений, перемен, которые переживала Россия. Лиза Измайлова была человеком эмоциональным, глубоко чувствующим. Она не могла жить в духовном вакууме. И потому в новом мире она искала себе духовную опору. И нашла ее в искусстве – в театре. Дневниковые записи, относящиеся к 1920-м годам, во многом посвящены постановкам на вологодской сцене. Этому способствовало появление в Вологде Бориса Глаголина – всероссийской знаменитости, режиссера, который возглавлял вологодскую труппу в сезоне 1921-1922 годов», – отметила Наталия Артемова.

«Дневник Лизы Измайловой – своеобразный диалог с собой, в нем есть определенная сдержанность, присущая ученице женской гимназии, и в то же время откровенность. Удивителен тот факт, что он «пережил» XX век и дошел до нас в своем первозданном виде», – отметила заведующая музеем «Вологда на рубеже XIX-XX веков» Марина Критская.

Елизавета Измайлова прожила 98 лет. Через призму страниц дневника и предметов, которые ее окружали, вологжане смогут узнать о том времени, которое ушло безвозвратно. Дополнением к выставочным материалам стали иллюстрации учеников вологодской Детской школы искусств «Арт-идея», видеофильм, созданный Наталией Артемовой, и аудиозапись, озвученная актрисой театра-студии «Сонет» Марией Сверчковой. Ее могут послушать посетители выставки, отсканировав QR-код – на витринах обозначены объекты, которые озвучены записями со страниц дневника.

«Прошло сорок лет, прежде чем я смогла оценить уникальный документ, который Елизавета Николаевна нам оставила. Очень хочется, чтобы когда-нибудь этот дневник увидел свет. Чтобы люди имели возможность взять его в руки и почитать», – поделилась Наталия Артемова.

Кристина Страмова