12+

«Художник мыслит картинами»: в Шаламовском доме открылась выставка живописи Геннадия Осиева

Выставка «Огненный мир Геннадия Осиева» посвящена 70-летию со дня рождения художника, прожившего короткую, но яркую жизнь. Геннадий Осиев (1950–1991) – уроженец Великого Устюга, выпускник Ярославского художественного училища. В 1973 году он поселился в Вологде, где и работал все последующие годы. В 1980 году был принят в Союз художников СССР, а в 1991-м в залах Вологодской картинной галереи состоялась первая и единственная большая персональная выставка его работ.

Нынешняя экспозиция знакомит зрителя с 16 работами Геннадия Осиева из фондов ВОКГ, а всего в коллекции музея – 24 работы художника. Как отмечает искусствовед Елизавета Коновалова, художник мыслит картинами, и, несмотря на камерный характер, выставка насыщена глубоким содержанием. Представленные полотна, созданные с 1974 по 1989 год, отражают жанровое и тематическое разнообразие творчества Осиева. В выполненных им портретах – портрете поэта Николая Рубцова, художника черни по серебру Евстафия Шильниковского, военного фотокорреспондента Юрия Чернышова – переданы обаяние и сила незаурядной личности, величие ее таланта. Пейзажи Осиева передают тревожное и драматичное восприятие мира художником, а единственный на выставке натюрморт с изображением мольберта говорит о важности для него темы творчества. Графические работы «Конвейер» и «Лес», созданные в 1979 году, передают боль от варварского уничтожения леса: Осиев, поездивший по леспромхозам, буквально выстрадал эту серию.

Художник остро реагировал на все впечатления жизни. Начав как пейзажист, он постепенно стал обращаться к сложным темам – например, к теме сталинских репрессий или теме уничтожения природы. Художник Николай Мишуста вспоминает поездку по Сухоне, которую Осиев организовал в конце 80-х, будучи председателем молодежного объединения при Вологодском отделении Союзе художников. Геннадия Осиева потрясал вид опустевших деревень по берегам Сухоны, а особенно тяжелое впечатление произвели на художника остатки шлюза в Опоках близ Великого Устюга, который в годы войны строили там заключенные. Одна из картин, посвященная этой трагической странице истории, представлена на новой выставке.

Очень волновала художника рубцовская тема – он собрал много материала, но не успел осуществить все свои замыслы. Искусствовед Галина Дементьева рассказывает: «Однажды я пришла к нему в мастерскую: он сидел на полу, и весь пол был устлан вырезками, фотографиями, книгами и журналами, связанными с Рубцовым. Нельзя так погружаться в чужую судьбу, иначе можно ее повторить – это с ним в итоге и случилось… (Геннадий Осиев трагически погиб от рук своей жены – прим. авт.) Он далеко не всё высказал о Рубцове, что мог бы сказать, но мне не кажется, что его портрет Рубцова не просто один из лучших – он такой единственный».

Искусствоведы отмечают, что Осиев – яркий мастер, выработавший свой неповторимый авторский почерк. Выставка не случайно носит такое название – «Огненный мир Геннадия Осиева»: к нему подтолкнуло колористическое решение работ, в которых много теплых, насыщенных, буквально горячих тонов. Знатоки видят в его работах влияние известного вологодского живописца Александра Пантелеева, которое проявляется в трактовке формы – художник словно лепит ее отдельными гранями. «Он и внешне был «огненный» – рыжий, и по характеру, – вспоминает Галина Дементьева. – Очень противоречивый человек, одновременно взрывной и нежный, с острой тягой к справедливости». При жизни художника искусствовед вместе с ним готовила к изданию каталог его работ, который так и не вышел в свет, но Галина Дементьева хранит макет этого каталога и надеется, что когда-нибудь он будет издан, ведь Геннадий Осиев занимает важное место в летописи художественной жизни Вологодчины.

Выставка «Огненный мир Геннадия Осиева» будет работать в Шаламовском доме до 14 марта.

Светлана Гришина