12+

«Рубцовский январь»: гармошка Николая Рубцова

Сколько залихватских частушек и разных песен знал Николай Рубцов, сколько мелодий придумал для своих же строчек, сегодня нам не сосчитать, но, без сомнения, поэт обладал музыкальным талантом. На многих фотографиях можно увидеть Рубцова с гармошкой, которая помогала ему в любых жизненных ситуациях. Могла поднять настроение или погрустить вместе с ним, завоевать расположение друзей и даже сердца девушек. Но, как известно, своей гармошки у поэта не было, зато всегда находились те, кто готов был предоставить инструмент и послушать игру товарища.

Поэт не имел музыкального образования, но талант достался ему от родителей – мама хорошо пела, отец играл на гармони. Недаром и Николай Рубцов смог самостоятельно освоить инструмент – в 10 лет он уже играл на гармони в детском доме на вечерах и праздниках. Гармонь в учреждении берегли, доставали лишь по праздникам, в дни репетиций или в те счастливые вечера, когда нужно было разучить мелодию только что прозвучавшей по радио песни. Ребята даже ездили на смотр творческой самодеятельности детских домов, где Коля Рубцов аккомпанировал им на гармошке.

Будущий поэт часто выступал в клубе, в школе, в детском доме. Играл он в свое удовольствие, просто так, выражая музыкой настроение, какое владело им в эту минуту.
Свое мастерство Рубцов демонстрировал и когда учился в лесном техникуме. Там он еще самостоятельно научился играть на гитаре и мандолине, которая находилась в «красном уголке» девичьего общежития. Иногда аккомпанировал на баяне на студенческих танцах. С баяном не расставался и во время службы на Северном флоте, где вместе с товарищами бойко играл и пел.

Гармонь всегда сопровождала его по жизни. Из воспоминаний друга поэта Александра Рачкова: «Общение с гармонью у Рубцова было особенное, свое. Когда он брал ее в руки, то словно совершал какое-то таинство. И ставил на колени не резко, как это иногда делают пьяные гармонисты, а мягко, как живое существо. И не рвал меха, а разводил их умиротворенно, сливаясь с музыкой не только душой, но, казалось, и всем телом. Поза его была порой невероятной. Накинув ногу на ногу, он умудрялся их так сплести, что диво-дивное. Гармонь в таком случае поднималась на колене высоко, и Николай без труда склонял голову на неё подбородком или приникал щекой, как мать к ребенку. Уединение с гармонью могло длиться долго. В эти мгновения он исповедовался, думал, пел и плакал – все вместе...».

Приезжая в родное Никольское или к друзьям на Вологодчину он часто брал в руки любимую гармошку. В Никольском он заимствовал ее у соседей, одним из них был местный фельдшер Василий Чудинов. Он прошел всю войну и работал заведующим больницей. Его изба на улице Дмитриевской была напротив дома, где жил Рубцов с супругой Генриеттой Меньшиковой, дочкой Леной и тещей Александрой Поповой. Василий Алексеевич даже спас тещу Рубцова, оказав ей медицинскую помощь при сердечном приступе. А Николай Михайлович написал об этом в местную газету заметку «Вы пришли за здоровьем».

По словам Генриетты Михайловны, Николай Рубцов любил проводить зимние вечера в гостях у Василия Чудинова, с которым они играли в карты и общались. Часто Рубцов играл на гармошке Чудинова в местном клубе, где работала его супруга, мог исполнить практически любую песню, знал много частушек, иногда и сам придумывал мелодию. Именно эту гармонь и приобрел Дом-музей Николая Рубцова в селе Никольском у сына фельдшера Максима Чудинова в 1995 году за 50 тысяч рублей (по современным меркам пять тысяч рублей). Сегодня этот инструмент Благовещенской гармонной фабрики можно увидеть в экспозиции Дома-музея.

***
Проект cultinfo «Рубцовский январь» приурочен к 85-летию со дня рождения поэта Николая Рубцова (1936–1971). Ежедневно, с 3 по 19 января, в рамках проекта будут представлены материалы, посвященные жизни и творчеству нашего знаменитого земляка.

При подготовке текста использованы материалы Тотемского музейного объединения.

Редакция cultinfo.ru