12+

«У него нет последователей – он уникален»: в картинной галерее открылась выставка живописи Генриха Асафова

Заслуженный художник России Генрих Асафов ушел из жизни в октябре прошлого года, и выставка его работ, которая была задумана как юбилейная (в апреле ему исполнилось 80 лет), оказалась выставкой памяти. В экспозиции «Земля и люди Генриха Асафова» в Доме Корбакова представлены 30 полотен художника из коллекции Вологодской областной картинной галереи. Созданные в разные годы, они показывают, как изменялись со временем стиль и почерк мастера, и, хотя на выставке нет работ, выполненных им в последние десятилетия, она дает представление о его творческой эволюции.

Полотна ранних лет совершенно не похожи на то, к чему художник пришел впоследствии: выдержанные в темной и скупой цветовой гамме, они составляют разительный контраст с более поздними работами, наполненными цветом. Известно, что, экспериментируя, художник переписал некоторые свои ранние картины, превратив монохромную реалистическую живопись в яркое графичное полотно в стиле примитивизма. Увидеть примеры этих разных техник можно на новой выставке.

«Наконец-то мы собрали всю нашу коллекцию его работ в одном зале, – говорит куратор выставки искусствовед Любовь Соснина. – Она дает представление о человеке творческом, о его работе на протяжении почти 30 лет. Он приехал в Вологду в 1976 году, а в 1977-м галерея приобрела у него первую работу. Ранние его картины проникнуты горечью за свою землю. Хорошо, что он их не записал и что они сохранились у нас, и теперь мы можем видеть, как развернулась душа художника».

Главным смысловым стержнем живописи Асафова всегда оставалась жизнь русского крестьянства. Уроженец деревни Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области, художник всегда гордился своими крестьянскими корнями, а народное искусство считал совершенным способом выражения представлений человека о мире. «Боюсь, что истоки самого народного творчества, названного поспешно примитивизмом, и есть вершина изобразительного искусства, ибо именно там непосредственная земная жизнь переплелась кружевом с непосредственностью самой природы, с наивом чистоты детской души, с каждодневным трудом крестьянина», – писал художник в одной из своих статей.

Не обучаясь рисованию в детстве и юности, благодаря недюжинному таланту и трудолюбию Генрих Асафов получил элитарное художественное образование: с отличием окончил Ярославское художественное училище и Суриковский институт в Москве, но всегда продолжал работать над собой. Художник Виктор Седов вспоминает его рассказ о годах учебы: «Сижу однажды в столовой, обедаю. Сосед по столу спрашивает: а где вы работаете? Я, говорю, учусь на художника. Тот удивился: как так, вы уже лысый человек – и всё еще учитесь?.. Трудно объяснить, что на самом деле художник учится всю жизнь…». В институте Асафов учился на факультете монументального искусства и впоследствии создал целый ряд масштабных мозаичных панно, которые украшают стены зданий в Вологде и в других городах России. От мозаики в его живопись пришли мощь и лаконичность формы, яркие чистые цвета, четкая графичность линий.

Вернувшись из столицы на родину, Асафов обосновался в Вологде, где получил мастерскую и активно участвовал в художественной жизни. Как рассказала вдова художника Мария Асафова, он активно выставлялся при жизни: его персональных выставки проходили в областной картинной галерее, в Вологодском краеведческом музее, в Череповецком музейной объединении, в Музее фресок Дионисия, в галерее «Красный мост» и в центре культуры «Красный угол». Большая выставка была организована департаментом культуры Вологодской области в Ярославле, состоялась камерная выставка в Москве. Генрих Асафов участвовал во всех больших областных и зональных выставочных проектах Вологодской картинной галереи. Около ста его полотен хранятся сегодня в Устье Кубенском, в частности, в здании районной администрации открыта экспозиция из 20 его работ.

«Для художника мало владеть техникой – нужна тема, которая будет сопутствовать тебе в жизни, в которой ты будешь развиваться, – убежден художник Николай Мишуста, руководитель Вологодского отделения Союза художников России. – У Асафова такая тема была: он считал, что художник должен всем сердцем полюбить красоту земли. Не случайно он называл себя «землянином». Искал художественную форму, близкую простому народу, и пришел к примитивизму. Это было интересно, красиво, ново, и, хотя поначалу его критиковали, но он уверенно шел по этому пути. У него нет последователей – он уникален. Надеюсь, что в новом здании ВОКГ можно будет устроить выставку, которая покажет всё, что он сделал – это будет настоящий праздник».

На одной из работ, подаренной художником журналисту и писателю Валерию Есипову, изображен крестьянин, согнувшийся в тяжелой работе. «На обороте холста – его стихи: «Может, истина в брошенном дереве? Мой земеля о ней прозвонит...» Для меня это образ русского Сизифа, – говорит Валерий Есипов. – Он тащит бревно – куда, зачем, дотащит ли?.. Эта картина меня очень вдохновляет: все мы тащим по жизни свои «бревна» и верим, что дотащим».

Выставка «Земля и люди Генриха Асафова» будет работать на втором этаже Дома Корбакова (Вологда, ул. Октябрьская, 13) до 21 февраля.

Светлана Гришина