12+

«Черно-белые истории» Виктора Никоненко представлены на выставке в Доме Корбакова

Виктор Никоненко – живописец и график, художник театра и кино, создатель сценографии более 90 спектаклей в драматических, музыкальных театрах и театрах кукол в России и за рубежом, лауреат премии «Золотая маска». Домашнее заточение во время пандемии вдохновило художника на создание целой серии работ. Символично, что первый рисунок, созданный в тот период, называется «Я в домике» – это автопортрет с ракушкой на голове. «Я был вдали от мастерской и без красок, а дома нашлись только карандаши. Так возникла серия графических "Черно-белых историй"», – рассказал Виктор Леонидович. Увидеть их и «прочитать», открывая скрытые смыслы, можно в одном их залов Дома Корбакова.

Выставка «Черно-белые истории» стала совместным проектом двух областных учреждений культуры Вологодской картинной галереи и театра кукол «Теремок». В последнее время Виктор Никоненко тесно работал с коллективом театра как режиссер и художник спектакля «Сказка, рассказанная на ночь». В основу выставки легло взаимодействие разных художественных миров: в экспозиции представлены работы из серий «Театр», «Мои друзья», «Предметы», «Лица граната», «Байкал».

«Когда я начинаю рисовать, то придумываю некую игру, – поделился автор. – Вот, к примеру, гранат для меня – это символ красоты. Он привлекателен в том виде, в котором растет. А если его разрезать, то он превращается в какую-то драгоценность. В живописных работах я часто использую этот образ, а теперь запечатлел его и в графическом произведении "Дама с гранатом"».

Серии работ о Байкале связаны, прежде всего, с воспоминаниями автора о родине и впечатлениями от поездки в Иркутск, где он не был целых 30 лет – с тех пор как уехал в Москву: «Меня потрясло, что озеро Байкал, которое я запомнил белым, потому что над ним всегда кружилось огромное количество чаек, потемнело. Популяция бакланов увеличилась, они потеснили чаек. Это тоже нашло отражение в моих работах». Серия, написанная углем, возникла после болезни автора, одна из работ так и называется – боль. «Начал рисовать, получилось нечто похожее на жилы. Я вспомнил, что на Байкале корни деревьев доходят до самой воды, вымываются, приобретают розовый или красный цвет и становятся похожими на нервы или вены». У этой графической черно-белой истории есть продолжение, которое художник воплотил в Иркутском театре кукол, где работал над спектаклем «Старик и море». Декорации для постановки были созданы из корней, вытащенных из воды, а в финале на сцене появился шестиметровый скелет рыбы, который также был собран из корней.

«Жанр своих черно-белых работ я бы обозначил, как «графический театральный коллаж». Часть этого всего я придумал, а что-то нарисовал так, как оно есть в жизни», – отметил автор.

Сейчас он работает над концептуальным триптихом, который будет выполнен в цвете масляными красками. В него войдет композиция с изображением высохших гранатов на синем фоне – это, по словам Виктора Никоненко, «неродившаяся красота». Копченая засушенная рыба, ставшая центральным образом другого полотна, отражает «мертвую красоту», а на третьей работе будет запечатлена «ржавая красота», а именно – кусок старой дрели, состоящий из огромного количества шестеренок и проржавевших деталей, который автор нашел в саду у своего друга-художника.

 Выставку «Черно-белые истории» можно будет посетить в Доме Корбакова (ул. Октябрьская, 13) до 7 ноября.

Кристина Страмова