Сегодня, 28 октября, исполняется 100 лет со дня рождения советского живописца, народного художника СССР Владимира Игошева. Василия Белова и Владимира Игошева связывали многолетняя дружба и творческое общение. О дружбе писателя и живописца рассказывает новый материал проекта «Беловский круг».

Владимир Александрович Игошев родился в 1921 году в Башкирии, на хуторе близ села Аскино. Учился в Уфимском художественном училище. Прошёл войну, участвовал в Сталинградской битве, был тяжело ранен. «В первые дни не мог рисовать, но позже, когда война стала каждодневным явлением, я снова взял в руки карандаш... Рисовал то, что видел: пушки, лошадей, ящики со снарядами, но чаще своих боевых товарищей – артиллеристов, разведчиков», – вспоминал художник в книге «Глазами сердца».

В 1944-1950 годах учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Через четыре года состоялась его первая поездка в Ханты-Мансийский автономный округ. С тех пор творческая жизнь художника была крепко связана с Крайним Севером.

Владимир Игошев – автор тысяч полотен и рисунков. Его первая персональная выставка состоялась в 1944 году в Уфе, в 1956 году – в Москве. В 1982 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, в 1991-м ему было присвоено звание народного художника СССР. Полотна Игошева радуют глаз посетителей Третьяковки и Русского музея, а «далее везде» – от Тюмени до Японии, от Англии до Аргентины.

«Дорога, пройденная художником, поистине долга и трудна. Образы, созданные в пути по этой нелёгкой дороге жизни, – прекрасны, – писал о своём друге Василий Белов в очерке «Предисловие к книге художника». – Художник В. Игошев создавал философский шедевр, в котором человек чист и безгрешен и окружающая его природа одинаково благосклонная ко всем живым существам. Чиста она, эта природа, вместе с человеком самодостаточна и щедра».

Василия Белова восхищал талант художника, Владимира Игошева он сравнивал с Микеланджело: «Ведь есть же у них нечто общее, например, талант и совесть? Можно по-разному держать мастихин и палитру, но талант есть талант. Корни его у того и другого уходят в народную толщу». Микеланджело было подвластно сразу несколько видов искусств и этим так схож с ним Игошев. Ведь мало кто знает, что Владимир Александрович писал стихи, однако они никогда не публиковались, а остались в личных записях художника. Раскрыл свой дар он только писателю Василию Белову, с которым дружил.

При суете мелькавших жизни дней
Нередко забываем мы друзей.
Когда трудов кончается стезя,
Нам чаще вспоминаются друзья.
Порыв дерзаний в сердце молодом
Мы оставляем чаще на потом.
Проходит жизнь, и весны отшумели.
И видим мы, как много не успели.

В фонде Музея-квартиры В. И. Белова хранятся три картины Владимира Игошева: «Эвенкия», «Осенний день», «Вечерняя беседа. Загорск. 1952 г.». Все они располагаются в рабочем кабинете писателя. Василий Иванович являлся автором вступительного слова к каталогу работ художника, статья называлась «Верность призванию».

«Призвание, – размышляет Белов. – Что это значит? Бывает призвание к музыке. Например, у Валерия Гаврилина было призвание к сочинительству музыки. Верность призванию очевидна и у покойного Гаврилина, и у старика Владимира Александровича Игошева».

Творчество Игошева Белов хорошо понимал и высоко оценивал: «Что касается моих любимых картин Игошева, то их довольно много, и люблю я их по-разному. Одни мне нравятся больше, другие меньше. Но мне совсем не хочется полемизировать с Игошевым... <…> Очень мне дорого в Игошеве то, что он никогда не идеализирует людей в портретах, не стремится их приукрасить. И природу Игошев не приукрашивает. Снег так снег. Мороз так мороз. Правда во всем. Дома. Лунные ночи. Реки и океаны. Леса. Все до предела правдиво!».

Именно «подлинная реалистическая живопись» Владимира Игошева так привлекала Василия Белова. Натуралистическая природа, хара́ктерные портреты, выразительные детские и взрослые лица жителей Югорской земли, ханты-мансийских оленеводов, охотников и рыбаков. Писатель и живописец близко дружили, их связывало и творческое сотрудничество. Василий Иванович был в гостях у Владимира Александровича, посещал «святая святых» художника – его мастерскую.

Как Василий Белов запечатлел своего друга в литературе, так и Владимир Игошев сохранил образ писателя в живописи. В 1997 году художник создал портрет Василия Ивановича.

Василий Белов вспоминал о своём товарище: «…в свои преклонные годы Игошев жизнерадостен и энергичен. Пренебрегая недугами, учит молодежь, участвует в вернисажах коллег. И конечно, не забывает мольберт. Когда его рука берется за кисть, каждый мазок точно находит свое место».

Художник дарил писателю свои альбомы, которые и сейчас хранятся в музее-квартире В. И. Белова. Каждый из них адресован «любимому писателю и другу», «умнейшему и добрейшему Василию Ивановичу Белову».

Владимира Игошева не стало в 2007 году, но его творчество продолжает жить на многочисленных полотнах, созданных мастером. Ещё при жизни художника к его 80-летию в Ханты-Мансийске был открыт Дом-музей Владимира Игошева, который Василий Белов назвал «произведением искусства». Альбом «Дом-музей народного художника СССР Владимира Александровича Игошева» художник подарил писателю в 2002 году «… на вечную дружбу».

Теги: беловский круг
Музей-квартира Василия Белова

Новости по теме