Этой премьерой театр в середине октября открыл новый, 46-й творческий сезон. Поставил «Страсти Бальзаминова» приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин. По его замыслу, эта спектакль должен не только представить на сцене современное прочтение классики, но и побудить зрителя задуматься о реальных проблемах сегодняшнего дня.

В основе постановки – три пьесы Александра Островского, написанные с 1857 по 1861 год и объединенные общим героем: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова». Мишенька Бальзаминов – наивный мечтатель, грезящий о богатстве, которое, по его представлению, должно само упасть ему в руки. Так же должны решиться и остальные проблемы, а главный способ наладить жизнь – выгодная женитьба.

Всё действие комедии, «крутящееся» вокруг матримониальной темы, постепенно обнажает сущность главного героя. Бальзаминов в исполнении Андрея Камендова – «маленький человек», привыкший прятаться от реальности в мечтах. Он часто бывает и смешон, и жалок, но за недалекостью и непрактичностью в нем проглядывает глубоко драматичное ощущение собственной нескладности и жизни, проходящей зря. В те моменты, когда он, натерпевшись неприятностей от неудачных попыток сватовства, возражает матери и свахе, кажется, что он найдет в себе силы очнуться от «мечтаний». Однако привычка ждать, что все проблемы возьмет на себя кто-то другой, оказывается сильнее.

Бальзаминова окружает «женское царство»: мать, кухарка и сваха – каждая из них по-своему «направляют» его, лишая последней уверенности в себе. Павла Петровна Бальзаминова (заслуженная артистка России Елена Авдеенко) искренне переживает за сына, острее него самого чувствует его унижение – и сердится на него за свою собственную беспомощность. Колоритная кухарка Матрена в исполнении Виктории Парфеньевой, презирая Бальзаминова, отпускает меткие бесцеремонные замечания в его адрес. Сваха Акулина Гавриловна (актриса Наталья Исаева) под внешней обходительностью скрывает циничную расчетливость. У слабого и безвольного Мишеньки нет шансов стать собой, оставаясь в этом кругу, но деваться ему некуда…

Режиссер Евгений Зимин считает Бальзаминова символом инфантилизма: «Мир, в котором живет герой, населен женщинами – умными, расчетливыми, деятельными. Для меня это – картинка сегодняшнего дня. Нынешние молодые люди зачастую очень несамостоятельны, кто и что этому причиной – вопрос. Бальзаминов ведь тоже стал таким благодаря воспитанию, окружению. В итоге, даже пытаясь действовать самостоятельно, он всё равно обречен на провал, и мы в спектакле пытаемся разобраться, почему так происходит».

Жанр спектакля определен как «проминаж» в девяти картинах: пытаясь научить непутевого сына обходительности, Павла Петровна советует ему запомнить несколько французских слов, которые, конечно, смешно звучат в устах их обоих и обнажают пропасть между мечтой и реальностью. Финал спектакля, по замыслу режиссера, нерадостен: волею обстоятельств женившись на богатой, Бальзаминов полностью отказался от попыток управлять своей жизнью. И хотя действие комедии, как в сказке, заканчивается свадьбой, история героя не выглядит счастливой.

Следующие показы спектакля «Страсти Бальзаминова» запланированы на 5, 13 и 27 ноября. Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Напомним, что с 1 ноября зрители смогут посетить театр только при предъявлении QR-кода сертификата вакцинации или сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (либо справках, подтверждающих наличие прививки или перенесенное заболевание). Также будет приниматься отрицательный ПЦР-тест, действующий в течение 72 часов. Вместе с QR-кодом для подтверждения личности нужно будет предъявить паспорт. Заполняемость залов не превышает 50%, обязательно соблюдение масочного режима и социальной дистанции.


Теги: ТЮЗ, спектакль, премьера, Евгений Зимин, Андрей Камендов, Елена Авдеенко
Светлана Гришина, фото Ирины Сорокиной

Новости по теме