12+

Чистая графика: пастель и акварель, офорт и гравюра, карандаш и маркер на выставке в арт-галерее «Красный мост»

Это восьмая выставка проекта «Здесь и сейчас» Муниципальной художественной галереи Костромы, с которой активно сотрудничает «Красный мост». В этот раз участниками форума стали более 30 авторов из Костромы, Вологды, Ярославля, Иванова, Плёса, Москвы и Нарвы (Эстония).

«Это не единичная выставка – этот выставочный проект можно назвать сериальным, – подчеркивает Нинель Комина, директор арт-галереи «Красный мост». – Его автор, директор Костромской галереи Вера Прямикова так объясняет его актуальность: обычно на персональных или групповых выставках каждый из художников хочет представить лучшее, созданное в разные годы. Мы же в этом проекте ставим условие: только работы последних трех лет. Это нужно, чтобы видеть то, что творится в графическом искусстве именно сегодня. Как меняется сам художник, что ему интересно, что его волнует».

Голицына Клара (Москва). Это я. 2019. Холст, акрил Голицына Клара (Москва). Чистая графика. 2020. Пенокартон, маркер Кузьмичёва Светлана (Иваново). Натюрморт с двумя карликами. Два скрипача. 2018. Бумага, масляная пастель 
Тесенков Николай (Москва). Кострома. Площадь Сусанина. 2018. Бумага, пастель Волков Александр (Москва). Из серии «Крит». 2019. Бумага, акварель Беляева Ирина (Кострома). Из серии «Библейские истории». 2019. Бумага, акварель Тюрин Владимир (Кострома). Из серии «Шуга». Бумага, граф.карандаш, белила Пшизов Сергей (Кострома). Ленин ждёт звонка. Триптих. 2017. Бумага, смешанная техника. Кузя Зверев (Кузнецов Владислав) (Нарва, Эстония). Своя игра. Полиптих. 2019. Бумага, гелевая ручка Пшизов Сергей (Кострома). Трансформация. 2019. Бумага, смешанная техника
Иванков Владимир (Кострома). Из серии «Пословицы и поговорки». 2020. Офорт

Каждый раз к проекту присоединяются новые художники, но у него есть и постоянные авторы – видеть их творчество в динамике особенно интересно. В целом выставки проекта «Здесь и сейчас» позволяют сделать «срез» графического искусства в определенный момент времени: увидеть темы, которые становятся актуальны, понять, какие техники графики оказываются созвучны настоящему моменту.

«Многолюдность» выставки резче очерчивает индивидуальность каждого ее участника. Это особенно заметно, если сравнивать, как разные художники работают одним и тем же материалом. Например, фантазийные пастели Светланы Кузьмичёвой (Иваново) отличает четкость контуров и насыщенность цвета, а пейзаж и натюрморт Николая Тесенкова (Москва), выполненные пастелью, погружают зрителя в «упорядоченный хаос» штрихов и пятен. Акварели Александра Волкова (Москва) из серии «Крит» притягивают к себе светящимся изнутри насыщенным цветом, а акварельные листы Ирины Беляевой (Кострома) из серии «Библейские истории» прозрачны, несмотря на многослойность.

Универсальность графики как вида искусства очевидна при соседстве полноцветных и монохромных работ. Так, яркая декоративность триптиха «Венецианский сон» Ирины Соглачаевой (Кострома) контрастирует с карандашными листами Владимира Тюрина (Кострома): его огромные «полотна» из серии «Шуга», выполненные графитовым карандашом и белилами, составляют по-настоящему монументальный триптих. Четкости цветных линий отдает предпочтение Клара Голицына (Москва), работающая акрилом и маркером: одна из ее работ так и называется – «Чистая графика». А работы Ольги Швейцер (Кострома) вообще не имеют контуров: листы серии «Воздух» выполнены при помощи аэрографа и видятся словно сквозь мутное стекло.

Соглачаева Ирина (Кострома). Венецианский сон. Две части триптиха. 2020. Бумага, темпера, ПВА Волков Андрей (Москва). Из серии «Дневник наблюдений». Бумага, акварель
Ким Андрей (Москва). Без названия. 2017. Бумага, темпера Ким Андрей (Москва). Красота. 2017. Бумага, темпера Королев Александр (Кострома). Иллюстрация к книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». 2020. Бумага, темпера, компьютерная обработка Пестерев Александр (Вологда). Из серии «Осень». 2018. Бумага, тушь, кофе
Малафеевский Леонид (Ярославль). Лунатизм. Триптих. 2020. Бумага, смешанная техника Швейцер Ольга (Кострома). Из серии «Воздух». 2019. Бумага, акрил, аэрограф Игорь Ермолаев. Третий любимый рисунок. Сидящая на желктом фоне. Картон, уголь, карандаш, восковые белила, масло. Сергей Згода. Теплое и холодное. 2019. Бумага, гуашь

Гостями проекта «Здесь и сейчас» стали московские художники с выставкой «Рисование в Аптекарском переулке» (она размещена на третьем этаже галереи «Красный мост»). Авторы приглашают заглянуть в творческую лабораторию – мастерскую Валерия Бабина, где уже более 20 лет проходят сеансы рисования обнаженной натуры. О том, что дает художникам работа в таком формате, рассказывает участник проекта Игорь Ермолаев: «Человеческое тело уникально – в природе ничего похожего не существует. Эта уникальность подвигает на какие-то открытия. Работа с пластикой требует освоения новых приемов, новых материалов». По словам художника, модель особенно интересно рисовать, когда рядом работают другие мастера, которые одного и того же человека видят по-разному. Рисуя обнаженную натуру, художник оттачивает свое мастерство рисовальщика. Это поле для эксперимента, и по работам видно, что они все разные. А работать моделью очень сложно.

«Модель – это не про красивое тело, – говорит Игорь Ермолаев. – Модель должна чувствовать себя со всех точек зрения, осознавать, как выглядит ее тело, и уметь им управлять. Недавно у нас был случай: молодая красивая девушка, позируя впервые, через четверть часа упала в обморок от перенапряжения. Позировать художнику – это совсем не то же самое, что позировать для фотосессии: здесь нужно выбранную позу сохранять в течение академического часа, а рисуем мы по три-четыре часа. Это тяжелый труд. В обывательском представлении взаимоотношения художника и модели – это всякие «шуры-муры». Да, есть художники, которые женились на своих моделях. Для меня же настоящая профессиональная модель – что-то почти святое, и я с уважением отношусь к этой профессии».

Выставка графики «Здесь и сейчас» занимает все три этажа галереи «Красный мост». Многообразие представленных на ней работ позволяет говорить о современном состоянии искусства графики, о творческих исканиях талантливых и мыслящих художников.

Выставка открыта для посещения до 8 марта. Адрес галереи: Набережная VI Армии, 143. Тел. для справок и заказа экскурсий: (8172) 54-79-27. Организаторы обращают внимание, что возрастной ценз выставки «Рисование в Аптекарском переулке» 18+, экспозиция на первом и втором этажах 6+.

Светлана Гришина