Василий Иванович Белов и Дмитрий Михайлович Балашов – писатели-современники, друзья и единомышленники. Их разделяли расстояния: один жил в Вологде, другой – в Новгороде, но они были очень близки по духу и характеру, их волновали одни и те же проблемы: от экологии до этнографии, от спасения русской культуры до вопросов политики.

Проект «Беловский круг» рассказывает о фактах, сближающих писателей Белова и Балашова.

Вологодская земля

Свою профессиональную деятельность Дмитрий Михайлович начинал на Вологодской земле. После окончания театроведческого факультета Ленинградского государственного театрального института в 1950 году Балашов по распределению оказался в Вологодской областной культпросветшколе в Кириллове. «По своим идейным соображениям он решил поехать на Русский Север, чтобы учить русских крестьянских детей высокой культуре», – писал о выборе Дмитрия его брат.

Балашов жил в одной из келий Кирилло-Белозерского монастыря и был «преподавателем всего на свете», как позже отметил он в «Автобиографии». «Очень яркие два года в старинном городке Кириллове, – вспоминал писатель. – Замечательные ученики и невозможное, со всех точек зрения, начальство». Как раз из-за конфликта с администрацией школы молодой преподаватель оставил это место и покинул Кириллов летом 1951 года.

Впечатления о своей работе в Кириллове Дмитрий Балашов воплотил позже в первых автобиографических повестях 1950 года «Культпросветшкола» и «Концерт в Мигачёво». Но черновики этих первых произведений начинающего писателя так и остались незавершёнными.

Ещё одна грань таланта

Дмитрий Балашов известен нам, прежде всего как романист, однако есть в его творчестве и стихи. Писатель их никогда не публиковал, и лишь после его смерти в различных сборниках появился ряд поэтических подборок. Также и Василий Белов – начинал он как поэт, но всемирную славу обрёл как прозаик.

«Ясная поляна»

Вклад Дмитрия Балашова в русскую литературу нашёл признание в виде литературной премии им. Л. Н. Толстого в 1996 г. за цикл романов «Государи Московские». Вручал её в Ясной Поляне праправнук классика Владимир Толстой. Десятилетием позже, в 2006 году, престижную награду «Ясная поляна» из рук этого же человека получит и Василий Белов за повесть «Привычное дело».

Подвиг классиков

В 1960-е годы Дмитрий Михайлович практически в одиночку начинал борьбу за сохранение памятников русской культуры. С конца 1950-х гг., в условиях активного наступления на «религиозные пережитки», под угрозой уничтожения оказались более ста деревянных храмов Карелии. При поддержке члена-корреспондента Академии наук СССР Д. С. Лихачёва Балашов организовал сбор подписей для обращения к секретарю ЦК КПСС Л. Ф. Ильичёву о спасении памятников русской культуры. Документ подписали многие известные деятели науки и искусства. Спустя более 30 лет Балашов подвёл в автобиографии итог той битвы за русскую культуру: «Было создано Всесоюзное общество охраны памятников старины, и я до сих пор считаю этот поступок самым значительным в своей жизни».

В этом желании сохранить и спасти русскую культуру Балашов был очень близок с Беловым. Василий Иванович не раз говорил в печати и своих книгах о бережном отношении к культурному наследию прошлого. Защищая эти ценности, он доказывал свои мысли не только словом, но и делом. Василий Иванович активно боролся против поворота северных рек на юг, собственными силами восстанавливал храм недалеко от родной Тимонихи, собирал и спасал старинные иконы.

Знатоки русского быта

Дмитрий Балашов изучал народное творчество, закончил аспирантуру Института русской литературы на отделении фольклористики. В 1960-е годы он с экспедициями посетил Вологодскую и Архангельскую области, Урал, Ростовскую область и Переславль-Залесский Ярославской области. В результате Дмитрию Михайловичу удалось не только получить богатый материал, но и разработать собственную методику собирания фольклора.

В 1975 году исследования Дмитрия Михайловича продолжились. В течение нескольких лет группа фольклористов – музыкантов и филологов – под руководством Балашова производила запись свадебного обряда в сёлах на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). Ими был зафиксирован весь ход русского свадебного обряда – и песенные тексты, и описание действия.

Результатом этого плодотворного исследования явился главный труд Д. М. Балашова в фольклористике (в соавторстве с Ю. И. Марченко и Н. И. Калмыковой) – «Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области)».

Практически сразу после выхода книги в свет в 1985 году Дмитрий Балашов отправит её своему другу и коллеге Василию Белову с дарственной надписью: «Василию Ивановичу Белову с глубоким уважением и любовью. Счастлив отдарить Вас за «Лад». Мое сочинение ни в коей мере не повторяет Ваше. Это конкретное (научное, т. е. по необходимости, слегка занудливое) исследование, важное именно документальностью материала, без чего, однако, как без фундамента, тоже нельзя обойтись. Книгу задерживали изданием восемь лет... Вышла! Дмитрий Балашов. 5 сент. 1985 г.».

Василий Иванович, также прекрасный знаток русского быта и народной жизни Русского Севера, иногда давал советы своему товарищу. Так, в письме 1988 года Белов пишет Балашову по выходу романа «Ветер времени»: «…прекрасная книга. (Будете переиздавать, вспомните, что хлевы не чистили, а кидали подстилку, т. к. навоз копили; печи не клали, а сбивали из глины; творог и щи ставили в метеную печь после хлебов, а щи утром ели вчерашние. Мелочи, но не мешает исправить)».

Теория пассионарности Льва Гумилёва

Дмитрий Балашов был активным сторонником пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва и считал знаменитого историка и географа учителем и другом. На страницах своих произведений Дмитрий Михайлович часто выступал популяризатором идей Льва Николаевича, отстаивал его взгляды, которые разделял. В теории этногенеза Балашов видел объяснение тех восстановительных, пассионарных процессов, которые происходили в русских землях в XIV-XV веках и завершились рождением Московского царства – одного из сильнейших государств Европы.

Но в этом вопросе взгляды двух писателей – Белова и Балашова сильно расходились. «Я по-прежнему не очень доверяю Гумилеву (как и Лихачеву), теорию пассионарности считаю несколько вульгарной (слишком уж все просто, идее Бога с ней не очень уютно). И Вы сами преодолеваете Гумилева Сергием и Алексием», – в письме к Балашову от 30 октября 1988 года.

Отношение к вере

Возможно, что Василий Белов не принимал теорию Льва Гумилёва и не соглашался с Дмитрием Балашовым, потому что его отношение к жизни в то время «стало более религиозным». «…я очень уж долгое время был атеистом. Причем воинственным атеистом. Мне и сейчас, конечно, далеко до полноты христианского понимания и всепрощения, но стремлюсь к православной вере...», – говорил Василий Иванович в одном из своих интервью.

У Балашова же отношение к вере, к Богу было противоречивым. В молодости Дмитрий Михайлович называл себя «православным коммунистом». Но в конце жизни он всё же по-настоящему пришёл к православной вере.

Близкий круг

В интервью Владимиру Бондаренко Василий Белов обозначил круг своих близких по жизни и творчеству людей: «Рубцов и Гаврилин, Шукшин и Яшин, Распутин и Романов…». И на вопрос журналиста «Кого еще надо бы добавить?» Василий Иванович ответил: «Виктора Лихоносова, Володю Личутина, хоть я его и критикую частенько, конечно же, Дмитрия Балашова...

Мне жалко очень его, так погиб нелепо, такой замечательный и близкий мне писатель был. У нас с ним полностью согласие во всем было при всех наших встречах. Мы же не раз вместе путешествовали, и естественно, обсуждали все, что происходит в России, историю России, национальный вопрос, события в Югославии, отношения между славянскими народами. И, конечно же, проблемы литературы, вышедшие книги, творчество разных писателей. И ни в чем не было разногласий. Помню, оказались как-то на ночлеге, катались по Волхову, а в таких поездках люди сближаются совсем или расходятся. Это тот самый пуд соли, который надо съесть вместе. Мы сблизились с Балашовым очень тесно. Для меня была такая трагедия, когда его убили. И как-то все замолчали о нем. Представьте, что убили бы Окуджаву или еще кого из наших либералов. Какой бы шум стоял и по телевидению, и в прессе. А тут убит крупнейший исторический писатель России, и все отмолчались...».

Дмитрий Михайлович Балашов (1927–2000) – русский советский писатель, филолог-русист и общественный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1988). В фонде Музея-квартиры В. И. Белова хранится девять книг с дарственными подписями Дмитрия Балашова, выражающими глубокое уважение вологодскому писателю.

Теги: беловский круг, Василий Белов
Музей-квартира Василия Белова

Новости по теме