12+

Режиссер Борис Гранатов отмечает сегодня 75-летний юбилей

Вологодским театром для детей и молодежи Борис Александрович руководит больше 30 лет. За эти годы он поставил на сцене ТЮЗа десятки спектаклей, которые определили творческое «лицо» театра и снискали ему любовь нескольких поколений публики. Народный артист России, лауреат Государственной премии Вологодской области, Гранатов также возглавляет Вологодское отделение Союза театральных деятелей России и держит руку на пульсе театральной жизни областной столицы.

Борис Александрович Гранатов родился в Киеве в театральной семье. «Мой папа проработал всю свою жизнь в одном театре, – вспоминает режиссер. – У него в трудовой книжке была единственная запись: «Актер Театра русской драмы имени Леси Украинки». Он этим очень гордился. Мама работала помощником режиссера и суфлером». Дом, где жила семья Бориса Гранатова, находился прямо во дворе театра, поэтому почти каждый день он бывал у родителей на работе и в будущем не случайно, хотя и не сразу, выбрал театральную профессию.

В 1965 году Борис Гранатов стал студентом дефектологического факультета Киевского государственного педагогического института им. М. Горького. В институте был капитаном команды КВН и режиссером студенческого театра. А спустя шесть лет поступил в Днепропетровское театральное училище на актерский факультет. После окончания учебного учебы Борис Гранатов начал работать в ростовском Театре юного зрителя – именно там он впервые попробовал себя в качестве режиссера. После этого ему предложили заняться режиссурой всерьез и отправили на Высшие театральные курсы при ГИТИСе им. А. В. Луначарского.

Затем Борис Гранатов работал в Иванове, Львове, Ставрополе, Ростове-на-Дону, пока в 1985 году ему не предложили переехать в Вологду. Когда режиссер впервые вошел в здание Театра для детей и молодежи, ему сразу понравилась сцена. «Я тогда подумал, что здесь можно ставить античные трагедии», – признается Борис Александрович. В конце 80-х он после стажировки в Москве планировал остаться в столице, однако передумал, вернулся в Вологду и с тех пор является бессменным руководителем ТЮЗа.

Журналисты Cultinfo, много лет освещая все премьеры Театра для детей и молодежи, часто беседуют с Борисом Александровичем, и сегодня мы вспоминаем самые интересные моменты наших бесед о новых спектаклях, режиссерской и актерской профессиях, театральном зрителе и миссии театра.

О профессии актера

«В нашей профессии можно обладать дипломами, званиями и наградами, иметь в прошлом огромное количество сыгранных ролей, но каждую новую роль всегда начинаешь заново, и они должны быть готовы к тому, что это ежедневный труд, тяжелый, но радостный».

«Артист не должен успокаиваться – нужно помнить, что постоянного успеха не бывает. Но чтобы успех у театра был, нужно постоянно работать над собой. И над профессиональными качествами, и над человеческими. Сцена «проявляет» человека. Если он только делает вид, что он эмоциональный, добрый, творческий, то на сцене сразу будет видно, что всё это ненастоящее. Поэтому серьезное отношение к профессии, к общему делу и к самому себе требует огромной ответственности, воли и затраты душевных сил».

«Театр – искусство синтетическое, а не только способ отражать жизнь в формах самой жизни. Великие режиссеры – Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Юрий Любимов – создавали именно такой театр: они воспитывали синтетических артистов, умеющих не только правдиво существовать на сцене, но быть и клоунами, и эксцентриками, уметь и петь, и танцевать. Не мыслю сегодня театра, где нет музыки, специально разработанных пластических и ритмических сцен. Ведь театр – это не только «такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», как говорил Гоголь, – это еще и зрелище».

О вологодском зрителе

«За годы моей работы в театре зритель изменился – ведь сама жизнь изменилась. Я еще помню времена, когда у нас в зале во время спектакля катались по полу банки из-под колы, школьники выходили, шуршали пакетами с орешками – сейчас ничего этого нет. Мы много работаем со школами – проводим творческие встречи, обсуждения спектаклей, уважительное и серьезное отношение к театру передается из поколения в поколение. Очевидно, что теперь к нам приходит «не чужая» публика. Конечно, есть и школьные культпоходы, которые не всегда легко даются артистам. Но даже подросток, который до этого последний раз был в театре в далеком детстве, понимает, куда и зачем он пришел. А чем чаще человек приходит в театр, тем лучше он его понимает».

Об успехе спектакля

«Успех – дело непростое, он зависит от подготовки зрителей, от их желания воспринимать спектакль. Каждый зритель – это индивидуальность, человек со своими пристрастиями. Однако мы никогда не подстраиваемся под чьи-то вкусы, театр – живое искусство, индивидуальное, авторское, творческое. И более всего успех спектакля зависит от театральной культуры зрителя. Один человек сочтет спектакль плохим, потому что он не совпал с его представлениями. А другой зритель пойдет посмотреть, как именно театр интерпретирует ту или иную пьесу, ведь спектакль – это не литература, а совершенно другой вид искусства. Книга стоит на полке – бери и читай. Спектакль же – это то, как увидел ту или иную историю режиссер, как он увлек этим своих актеров. Грамотный театральный зритель будет смотреть, как именно мы к этой пьесе подошли, ему будет интересен именно наш взгляд, наше прочтение. И это самое интересное в театре – участие зрителя в создании неповторимой атмосферы театрального спектакля».

«Сейчас мы отчитываемся цифрами: столько-то премьер, столько-то показов, столько-то зрителей, столько-то доходов. Но нельзя оценивать работу театра только цифрами».

О театре в пандемию

«Считаю, что спектакли, которые показываются в виртуальном пространстве, не являются полноценным театральным произведением. Специфика театрального искусства, его главная особенность в том, что акт творчества совершается в присутствии зрителей, здесь и сейчас. Актеры чувствуют «дыхание» зала, его сиюминутная реакция вдохновляет их, между сценой (артистом) и залом (зрителем) происходит энергетический обмен. Никакие современные технологии, даже прямая трансляция спектакля, не могут заменить этот процесс взаимодействия. Этим театр отличается от кинематографа. Конечно, когда театры закрыты, эта форма поможет на время заполнить пустоту. Но я надеюсь, что когда пройдут эти тяжелые дни, никто не попытается заменить живое театральное искусство его виртуальной копией. Этого нельзя допустить. Театр существует уже много веков, ничто не смогло его уничтожить – ни кинематограф, ни телевидение, не сможет этого сделать и интернет».

Сейчас Театр для детей и молодежи тоже готовится к юбилею: в апреле исполнится 45 лет с момента его открытия. Редакция cultinfo.ru поздравляет Бориса Александровича с личной юбилейной датой и предстоящим юбилеем ТЮЗа, желая и режиссеру, и театру новых замыслов, творческих побед и искренней любви зрителей.

Редакция cultinfo.ru