12+

«Цветные метаморфозы» московского художника Роберта Низамова покажет галерея «Красный мост»

В галерее «Красный мост» 11 марта откроется выставка «Цветные метаморфозы» московского художника Роберта Низамова.

В небольшом авторском эссе Роберт Низамов с сожалением отмечает, что «настоящая Живопись пропала из нашей жизни. Ее практически нет ни в официальных выставочных залах, ни в галереях современного искусства». Но, исчезнув отчасти во внешнем мире, живопись расцвела пышным цветом в творчестве самого художника, о чем свидетельствует длинный ряд пейзажей, увиденных Низамовым в разных городах и странах. Разумеется, будучи профессиональным живописцем, закончившим Московский государственный институт имени В. И. Сурикова, Низамов активно работает и в других жанрах и видах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, интерьер, обнаженная натура, монументальные росписи). Однако по количеству и разнообразию произведений пейзаж значительно преобладает, вбирая в себя главные стилистические и формальные поиски художника на протяжении последних двадцати лет.

Влияние классического французского импрессионизма и некоторых последующих течений мировой живописи конца XIX – начала XX века в творчестве Низамова очевидно. Причем ни о каком буквальном следовании конкретным мастерам речь не идет. Художника интересует плоть живописи во всех ее ипостасях. Начиная с середины 1990-х годов, он пишет ряд практически абстрактных работ («Стена», «Осенние тени», «Камни», «Прибой», «Оливковая роща»), где фигуративность почти полностью уступает место вязкой красочной стихии. Художник не слишком озабочен узнаваемостью той или иной местности. Растительность, детали архитектуры и любые иные составляющие пейзажа для него вторичны. Главенствует колорит, определяющий время года, дня и соответственно состояние художника, погруженного в созерцание цвето- и световоздушного пространства.

География пейзажной живописи Низамова начинается с Казани, где он родился и учился в 1985-92 годах в городском художественном училище. Дальнейшая жизнь в Москве, поездки по стране и за ее пределы значительно расширили диапазон природного окружения.

Уже в ранних работах художник нашел свой путь и живописную импрессионистическую манеру видения. Долгое время он следовал выбранному направлению. Но подлинная революция в его творчестве случилась в последние три года, когда появились этюды и более основательные произведения, объединенные темой деревенской жизни. Коровы, козы, лошади написаны в сугубо реалистической манере. Тела домашних животных буквально светятся теплым светом на темном фоне хлева или среди зелени полей. Моря, яхты, сады и горы Крыма и Кавказа, не говоря о «старых камнях Европы», кажутся чем-то бесконечно далёким и несовместимым с сельской повседневностью средней России. А между тем годы создания пейзажей, написанных в южных краях, совпадают с деревенской поэзией и прозой. Дело в данном случае, разумеется, не в географии, а в резком несовпадении живописной идеологии.

Отдельного разговора заслуживает непривычно огромный (214 на 472 см) горизонтальный холст «Деревня». И по своим размерам и по тщательности письма это по-настоящему монументальная картина, где «главным героем» является, чуть ли не в натуральную величину написанная корова, мирно шествующая по огороженному загону, отражаясь в зелено-голубой луже в центре композиции. Обращает на себя внимание, как подробно написан окружающий пейзаж и сама земля на переднем и заднем плане со всеми торчащими стеблями соломы и неровностями почвы. Поистине эпическая картина, которую могли бы одобрить самые придирчивые представители русской реалистической школы.

Оглядываясь на двадцатилетний путь, пройденный Робертом Низамовым, можно сделать вывод не только о разнообразии его живописи, но и о непредсказуемости её развития. Художник не замыкает себя в рамки однажды найденного и опробованного, справедливо утверждая, что «настоящая Живопись не должна становиться заложницей ни художественного рынка, ни новомодных течений. Она, как и подлинная музыка, должна рождаться не на потребу, не на заказ, но потому, что не может не родиться».

Текст: Вильям Мейланд.

Открытие выставки начнется в 18:00 (Вологда, Набережная VI Армии, 143). Вход свободный. При себе иметь медицинскую маску.

12+

Галерея «Красный мост»