12+

Музыковед Наталия Энтелис рассказала вологжанам, «Как полюбить скучные упражнения»

На концертах, прошедших в зале Вологодского государственного университета в минувшие выходные, Наталия Энтелис говорила о стиле «бидермейер»: «Сегодня я попросила сделать маленькую декорацию: кресло и торшер. Это вместо того, чтобы мне долго рассказывать, что такое стиль «бидермейер» – стиль времени Шуберта и Черни. Это временя, когда люди, пережив ужас наполеоновских войн, хотели простого домашнего уюта. И вся музыка, которая сегодня прозвучит, создавалась специально для домашнего музицирования».

Авторы такой «домашней» музыки – композиторы-современники Франц Шуберт и Карл Черни, жившие в Вене. Пути их неоднократно могли пересечься, но всё же они вращались в разных кругах. Гений Шуберта признали после смерти, а Черни был больше известен как педагог: его методиками пользуются и учителя современных музыкальных школ. А ученики современных музыкальных школ и в утреннем, и вечернем концертах выходили на сцену как профессиональные артисты и демонстрировали, как гаммы Черни отразились на их мастерстве.

«Как полюбить скучные упражнения и где найти самую красивую песню» – так и назывался концерт, адресованный юным слушателям, а меломаны со стажем побывали на программе «Шуберт и Черни. Рядом, но не вместе».

Редкая программа Наталии Энтелис обходится без Камерного оркестра Вологодской филармонии под управлением Александра Лоскутова, и в этот раз музыканты приняли участие в обоих концертах. «Я вижу, как Камерный оркестр развивается и растет. Я вижу, что музыкантам это интересно. Они мне говорили сами, что им нравится учить что-то новое, и это очень приятно», – рассказала Наталия Леонидовна.

Наталья Энтелис, много лет ведущая концерты для разной аудитории, всегда старается говорить о серьезных вещах так, чтобы они были понятны. «Я как специалист, который закончил консерваторию, которого учили писать фуги, который сдавал экзамены всем профессорам, очень хорошо знаю профессиональный язык, – подчеркивает музыковед. – Но это не нужно публике! Я помню, как подростком приходила в филармонию, где исполнялась серьезная симфония. В программке было написано: «Второй раз вступает валторна, потом кларнет, а потом третий раз – валторна….» И я, вместо того чтобы слушать музыку, считала вступления. После я поняла, что не это нужно. Нужно увлечь рассказом, при этом не поступиться главным, не упростить ничего из того, что касается содержания. И совершенно не употреблять этот музыковедческий язык, рассказывать просто о сложном».

Читайте также: Наталия Энтелис: «Считаю себя проводником между сценой и залом, между музыкой и теми, для кого она звучит» 

По информации Вологодской филармонии