«Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней… Она испортила мне всю жизнь». С этих слов начинается действие спектакля, главный герой которого – 13-летний Грегуар. Ему не дается учеба – не дается до такой степени, что он дважды оставался на второй год, а в итоге был отчислен. На протяжении многих лет каждый день он идет в школу, где его каждый раз гарантированно ждет очередной провал, боль в животе и тошнота от нервного перенапряжения. А после этого – «пытка уроками» дома. Родители, которые давно стали чужими друг для друга, объединяются в едином воспитательном порыве: сын-неудачник становится поводом лишний раз упрекнуть супруга в том, что жизнь не удалась.

Однако, несмотря на то что «у этого мальчика голова как решето», у него «золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк», – так пишет в характеристике Грегуара его первая учительница, единственная, кого он вспоминает с благодарностью. А дома его понимает только дедушка Леон, от которого он унаследовал умение мастерить и конструировать. Но даже эти люди не могут разубедить  подростка в том, что «жизнь у него дерьмовая, и сам он полное дерьмо»…

Тем, кто читал повесть французского прозаика Анны Гавальда «35 кило надежды», удивительно будет увидеть героя этого спектакля – он предстает в виде клоуна, вылезающего из большой яркой коробки. Этот неожиданный ход подсказан текстом повести: мальчик часто дает одноклассниками повод для смеха, и маска «клоуна» становится для него своеобразной защитой. Роль Грегуара – и всех остальных персонажей – играет Виктория Парфеньева. Актриса признается, что замысел поставить спектакль по этой повести вынашивала не один год. Эту идею она предложила коллегам по сцене – актерам Василию Лимонову и Алле Петрик. У каждого из них есть опыт самостоятельной постановки спектакля, а Алла и Виктория несколько лет назад работали вместе над постановкой «Однажды мы все будем счастливы…».

«Человек входит в жизнь тяжело, это естественно, и всем детям приходится когда-то в первый раз сталкиваться с разными проблемами, а проблем у них не меньше, чем у нас, взрослых, – размышляет Алла Петрик. – Разбить сердце маленького человека можно незаметно для себя. Он не может ответить тебе внятно, не может с тобой разругаться, как это сделал бы взрослый. Он просто страдает». Актриса отмечает, что повесть Гавальда – это блестящая литература и очень театральная история, написанная легким остроумным языком.

Игра Виктории Парфеньевой подтверждает эти размышления. Монолог Грегуара, которому и правда живется тяжело, звучит не как жалоба, а как полная самоиронии автобиография. Ее основными вехами становятся не школьные достижения, а то, что он извлекает из опыта переживания неудач. Характер мальчика показан в развитии, и это держит внимание зрителя на протяжении всего спектакля. Образ клоуна помогает перевоплотиться в других персонажей, а коробка, в которой он прячется, становится зримым воплощением психологической закрытости подростка, привыкшего к критике и почти махнувшего рукой на свою жизнь.

«Нет детей, у которых нет никаких проблем, – убеждена Виктория Парфеньева, сама мама дочери-подростка. – Даже если в семье не принято кричать друг на друга, детям бывает трудно и с родителями, и со сверстниками, и с учителями. А уж если мама и папа постоянно ссорятся… Почему у подростков возникают суицидальные мысли? «В школе не складывается, дома не понимают, не любят – всё, мне незачем жить!. Не заметить этого очень опасно».

Два режиссера-постановщика работали над спектаклем по очереди. «Мы решили, что каждый должен занимать свою нишу, и чередовались, – рассказывает Василий Лимонов. – Сначала мы с Викторией придумывали общую канву спектакля, а потом они с Аллой работали уже более глубоко, уточняя именно актерские вещи. Любой спектакль для детей – это титанический труд, но когда ты на сцене не один, легче. Моноспектакль для детей – архисложная задача».

Спектакль «35 кило надежды» адресован зрителям от 10 лет. «В идеале я бы хотела, чтобы на этот спектакль приходили родители с детьми, – говорит Виктория Парфеньева. – Погрузиться в эту историю полезно не только детям, но прежде всего родителям». Ребенок, как считает Василий Лимонов, может в какой-то мере освободиться от гнета вины и непонимания, что он делает не так в этой жизни. А взрослый спроецирует эту ситуацию на себя и задаст себе вопрос: как мое поведение влияет на ребенка? Возможно, это послужит поводом посмотреть со стороны и на свое отношение к учебе, которая не должна быть простой, но ненавидеть ее – это уж слишком, разве нет?..

Зрителям, которые заинтересовались новым спектаклем, остается ждать нового театрального сезона: на следующий показ в апреле билетов, к сожалению, уже нет. Но зато есть время прочитать – или перечитать – повесть Анны Гавальда «35 кило надежды».  

Теги: ТЮЗ, спектакль, премьера, Виктория Парфеньева, Василий Лимонов, Алла Петрик
Светлана Гришина

Новости по теме