Пьесы Александра Островского, написанные в XIX столетии, сегодня актуальны, как и тогда: они поднимают вопросы, которые волнуют человека вне зависимости от того, в какую эпоху он живет. Именно поэтому Вологодский драматический театр снова и снова обращается к произведениям драматурга. На большой сцене здесь с успехом идут «Гроза» и «Волки и овцы», а теперь Островский обосновался и на малой сцене – 15 апреля в театре представили премьеру «Не все коту масленица».
Спектакль поставил начинающий режиссер из Москвы, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Константин Денискин. Вместе с ним работала молодая художница, студентка ГИТИСа Алена Грек. В этом тандеме они уже поставили комедию в Магнитогорске. Сотрудничество с Вологодским драмтеатром организовано благодаря Фонду поддержки и развития театрального образования ГИТИСа.
Для Константина это третья режиссерская работа, он уже поставил комедию, сказку, а теперь в его творческом багаже есть и отечественная классика. «Здесь мне нравится тематика – искушение и выбор. Об этом я и пытаюсь рассуждать в постановке, для меня важно, чтобы зритель это почувствовал и поразмышлял вместе со мной, – рассказал Константин Денискин. – Мне очень хотелось показать, что в этой истории все пронизано любовью и легкостью, именно поэтому здесь много сцен, которые заставляют зрителя улыбнуться и рассмеяться. Мы даже сделали неординарную рассадку в зале – у нас публика по обе стороны от сцены. Это с одной стороны позволяет быть сопричастным к героям, а с другой раскрепощает зрителя: когда ты видишь, что напротив тебя кто-то улыбается или смеется, то ты и сам не стесняешься показать свои эмоции. Я очень благодарен вологодским актерам, с которыми мне удалось поработать, это настоящие профессионалы своего дела».
История стара как мир: к девушке из бедной семьи сватаются два жениха. К одному из них лежит сердце, но, хоть он и молод, и красив, за душой у него нет ни гроша. А второй кавалер – его дядя, богатый старик, сулит «златые горы», но возможно ли с ним счастье, если он жесток и своенравен?..
В первом действии много эмоций и комических сцен. Но если здесь можно вдоволь посмеяться, то после антракта зрителя ждет нешуточный накал страстей и напряженное выяснение отношений.
Каждый образ в этом спектакле – отдельная история. Даже, казалось бы, отрицательный персонаж Ермил Зотыч Ахов в исполнении заслуженного артиста России Владимира Таныгина получился настолько обаятельным, что вызывает у публики симпатию. Ахов искренне убежден, что его богатство обеспечивает ему превосходство и власть над другими людьми. Но за этой жестокостью и эгоизмом скрывается глубоко одинокий человек, заблудившийся в своих 40 комнатах, – ему искренне хочется посочувствовать. Его племянник Ипполит (Евгений Галанцев), напротив, молод и беден, но делает всё возможное и невозможное, чтобы добиться руки своей возлюбленной, даже переступает через себя. Сказали ему Агния с маменькой идти добиваться жалования от дяди – и как бы он этого ни хотел, он идет, борясь со своим страхом перед ним...
Легкая, взбалмошная Агния в свои 20 лет, как и любая юная особа, ждет от жизни любви и счастья. Но и маменьку ослушаться не решается: «Воля ваша, за кого скажете, за того замуж и пойду». Для Валерии Труневой это второй спектакль на малой сцене: «Мне было важно получить такой опыт: здесь у нас тесное взаимодействие не только друг с другом, и со зрителем, который находится на расстоянии вытянутой руки. В работе над этим образом я вспомнила свой подростковый протест, но я была более эмоциональной, поэтому здесь мне приходилось в чем-то держать себя в рамках – эпоха накладывает свой отпечаток».
Вдова купца Дарья Феодосьевна Круглова у Наталии Абашидзе получилась очень эмоциональной, но по-женски мудрой, гордой и рассудительной. У нее самой женского счастья не случилось, да и богатства от мужа не осталось, поэтому дочке она желает лучшей доли. И разве готова она продать свою кровиночку? Знает она, что деньги счастья не приносят, боятся ей нечего, поэтому ее решение в итоге так удивляет Ахова.
Не менее яркими получились и второстепенные роли. Каждое появление на сцене кухарки Маланьи в исполнении Светланы Романовой вызывало смех у публики. А ключница Феона, которую сыграла заслуженная артистка России Наталья Воробьева, своими рассказами раскрыла суть характера купца Ахова.
Сюжет пьесы, написанной в 1871 году, как отмечал сам Островский, раскрывает быт и нравы московского купечества, но в спектакле Вологодского драмтеатра совсем другой колорит – вологодский. Недаром в доме Кругловой все в кружевах, которые вместе с чайным сервизом напоминают о богатом прошлом. Но власть денег ставится под сомнение: купить можно многое, но продаются ли искренняя любовь и уважение?.. В итоге для героев этой истории деньги оказались простыми бумажками, которые просто разлетелись во все стороны во время драки между женихами.
Следующий показ спектакля «Не все коту масленица» состоится 21 мая.