12+

«Голоса истории»: «Пегий пёс» по Чингизу Айтматову и «Жена мужа в Париж провожала» по Василию Шукшину – два спектакля режиссера Бориса Константинова увидят зрители фестиваля

Кукольные спектакли на театральном фестивале «Голоса истории» впервые были показаны в 1993 году и периодически появлялись в фестивальной афише разных лет. Но с 2018 года программа театров кукол была выделена в специальную программу «Голосов истории»  «Истории+», и уже второй фестиваль подряд вологодским зрителям будут представлены лучшие постановки на исторические темы от лучших кукольных театров страны

На XV, юбилейном фестивале «Голоса истории», который пройдет в Вологодской области с 1 по 10 июля 2021 года, будет представлено 8 кукольных спектаклей для разной аудитории: для детей, для семейного просмотра и – преимущественно – для взрослой публики.

Спектакли программы театров кукол «Истории+» в рамках фестиваля будут показаны на большой и малой сценах Вологодского театра кукол «Теремок», на открытой площадке Дома актера, в Кирилловском центре культурного развития и на сцене Вологодского театра юного зрителя. Эти творческие работы оценят не только зрители, но и профессиональное жюри, в состав которого вошли доктор искусствоведения, театральный критик, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский, театральный критик,  заведующий кабинетом театров для детей и театров кукол СТД России Ольга Глазунова и театровед, заведующая литературной частью Центрального театра кукол имени Образцова Нина Монова.

В день открытия фестиваля «Голоса истории» будет показан спектакль Рязанского театра кукол «Пегий пес, бегущий краем моря». Это первая в мире постановка в театре кукол по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова. Кукольную притчу поставили  главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова Борис Константинов и художник Виктор Антонов. Кстати, за работу художника спектакль в этом году получил «Золотую маску». Это поэтичный спектакль о человеке и стихии, о борьбе моря и земли – темной, тревожной, бушующей глубине, отнимающей жизни людей, и манящем береге, дающем дом и защиту. В спектакле сочетаются шаманские ритуалы, игра на национальных инструментах и виртуозная работа артистов-кукольников.

Вот каким увидели этот спектакль обозреватели «Новой газеты»: «Спектакль медитативный, гипнотизирующий. Артисты на сцене не играют, а словно совершают обряд камлания. Гулко звучит диджериду. Важно откликается шаманский бубен. Вздымаются к небу деревянные шесты, сталкиваются и распадаются, как морские волны. Из тонких палочек складываются куколки: хрупкие и беззащитные на фоне бушующих стихий. Вскипает суровое Охотское море, утробно «рычит» бухта Пегого пса. А люди – посредине. И они просят пощады, заклинают сушу и воду жить в мире и согласии. И сохранить жизнь маленькому мальчику Кириску, в котором заключено будущее целого народа – нивхов. Но закон суров: жизнь за жизнь. И уходят в морскую пучину старшие, приносят себя в жертву, чтобы юный охотник мог увидеть еще одно утро, прожить еще одну жизнь»… Спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря»  будет показан 1 июля на сцене Вологодского ТЮЗа. Начало в 20.00 Возрастной ценз спектакля 12+.

Режиссера Бориса Константинова вологодские зрители знают по двум спектаклям театра кукол «Теремок»: по «Сказке о попе и о работнике его Балде» и по постановке «Кармен», за которую он в 2015 году получил «Золотую маску». В фестивальную афишу нынешних «Голосов истории» вошел еще один спектакль Бориса Константинова, где он выступил не только как режиссер, но и как автор сценической версии произведения. Это кукольная трагикомедия по рассказу Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» Центрального театра кукол имени С.В. Образцова. В этом камерном спектакле для взрослых куклы и артисты работают плечом к плечу, рассказывая грустную пронзительную историю большой любви, обернувшуюся большим горем. Что делать, когда любовная лодка, как в набившей оскомину поговорке, разбивается о быт? Как ещё недавно влюблённые люди вдруг оказываются совершенно чужими? И почему, поняв это, они не отпускают друг друга, а продолжают мучиться?

Борис Константинов: «Сочиняя спектакль, хочется понять, можно ли раскрыть авторский замысел, не прибегая к прямой иллюстрации текста. Защитить Кольку, придать вес рассказу-судьбе маленького человека в этом камерном визуальном повествовании, или даже предпринять попытку помешать главному герою открыть газовый вентиль.

Но Шукшин беспощаден – финал будет прежним, нам лишь остаётся бороться за душу героя. Когда главное испытание – это не страх смерти, а страх перед жизнью без смысла».

Спектакль «Жена мужа в Париж провожала» пройдет на сцене Вологодского театра кукол «Теремок» 3 и 4 июля. Возрастной ценз 16+.

Билеты на спектакли специальной программы театров кукол «Истории+» можно купить на сайте и в кассе Вологодского областного театра кукол «Теремок». Тел. для справок (8172) 72-88-43.

Редакция cultinfo