Портреты знаменитых деятелей культуры и искусства, в том числе видных представителей вологодской литературы заслуженный художник России и член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Воронов создает еще со студенческих лет. Художник-график по специальности, он иллюстрировал книги литераторов-вологжан, и Василий Белов занимает среди них особое место. Будучи хорошо знаком с писателем, Юрий Александрович ценил его как собеседника и старшего товарища, а однажды, в середине 80-х, побывал у него в гостях в Тимонихе. Рисунки из цикла «На родине писателя Василия Белова» и стали основой небольшой выставки «На родине писателя Василия Белова», открывшейся в Музее-квартире Белова. Выставка приурочена к юбилею художника: недавно Юрий Воронов отметил 65-летие.

«В Тимониху мы тогда отправились вместе с журналистом Александром Рачковым, – рассказывает Юрий Александрович. – Белов тогда гостил у мамы вместе с дочкой. Добирались с приключениями: в Харовске долго не подавали автобус на Азлу. Рачков добился, чтобы автобус подали, но, не доезжая до места, он сломался. Народ пошел пешком, а нас Белов встретил на уазике. Дорога была настолько плохая, что он вел машину боком, почти поперек дороги. Я с тех пор не был там – не знаю, изменилось ли что-то… Василий Иванович очень гостеприимно нас принял, баньку истопил, а Анфиса Ивановна напекла пирогов».

Главным итогом поездки стали два портрета – писателя и его матери. Карандашный портрет Белова, представленный на выставке, – авторское повторение сделанного тогда большого поясного портрета писателя, который сейчас находится в Вологодской картинной галерее. Образ Анфисы Ивановны появился позднее в одной из иллюстраций к книге «Лад» – она сидит в избе за накрытым столом с пирогами. «Она всё говорила нам: берегите Васю», – вспоминает Юрий Воронов. В ту же поездку художник выполнил с натуры рисунок печки в доме Беловых и интерьера одной из комнат. На основе натурной зарисовки выполнена и пейзажная литография – этот вид на окрестности открывался из Тимонихи. А большой рисунок, где Белов изображен на дороге вместе с сельским жителем, сделан позднее на основе фотографии писателя.

Еще один портретный набросок Юрий Воронов сделал, когда Белов попросился к нему в мастерскую на сеанс портретной лепки: два скульптора специально приехали из Москвы, чтобы сделать портрет писателя. «Василий Иванович захаживал ко мне частенько, – говорит художник. – Один раз пришел, когда я подрамники натягивал – на полу молоток, гвозди. Он всё поднял, и положил на стол: не надо, мол, чтобы инструмент на полу лежал».

Предметы крестьянского быта изображены Вороновым на большом монохромном живописном полотне «Деревенский натюрморт», представленном на выставке: оно объединяет в единое целое все графические работы художника, связанные с Беловым. Крепление для кросен и челнок от ткацкого станка, коклюшки в коробочке, принадлежавшие бабушке художника, северная прялка, веретёна, полый стеклянный шарик – поплавок от рыболовных сетей… «Лапти тут настоящие – им больше ста лет, – обращает внимание Юрий Александрович. – То, что сейчас чаще всего рисуют – это не лапти, а ступни, в которых ходили обряжать скотину. Все вещи на этой картине – из моей мастерской, всю жизнь их рисую».

Книжные иллюстрации – специальность Юрия Воронова: Суриковский институт он окончил как книжный график. По планам Северо-Западного книжного издательства иллюстрировать беловский «Лад» должна была известный вологодский график Генриетта Бурмагина, но она, будучи уже больна, отказалась, и тогда обратились к Воронову. Его иллюстрации теперь неотделимы от книги – настолько созвучны они оказались духу крестьянской жизни, о которой пишет Белов. Книга рассказов Белова «Старый да малый» проиллюстрирована в ином ключе – наполнена яркими цветами деревенского лета.

«Немногие из вологодских художников обращались к образу Белова: могу назвать Олега Бороздина, Валерия Страхова и Юрия Воронова – и, пожалуй, всё, – размышляет искусствовед Любовь Соснина. – У каждого их них – свой Белов. Воронов по сравнению с Беловым человек молодой, и поэтому вполне естественно, что он, как человек высокой культуры, смотрел на Василия Ивановича с уважением и пиететом. И это уважение к человеку мудрому и талантливому доминирует в его портретах. А в иллюстрациях к деревенской прозе Белова присутствует глубокое понимание деревни, ощущение ее красоты и открытости».

«Мне, как и любому вологжанину, Белов очень близок, – говорит Юрий Воронов. – Он рассказал о жизни, которая ушла, но осталась живой благодаря его художественному слову».

Выставка «На родине писателя Василия Белова» будет работать в Музее-квартире Белова до 15 августа.

Теги: музей-квартира Василия Белова, Юрий Воронов
Светлана Гришина

Новости по теме