12+

Тему соцзащиты детей на рубеже XIX–ХХ веков изучит музей «Семёнково» в новом проекте «Ночлежный приют»

Экспозиция с таким названием появится осенью в доме Храпова, в котором уже создан школьный класс и проводятся интерактивные программы, на которых воссоздается атмосфера сельской школы. Новое экспозиционное пространство станет одним из результатов музейного проекта «Ночлежный приют», задача которого – исследовать тему социальной защиты детей более ста лет назад и провести параллели с сегодняшним днем.

Дом Храпова был перевезен в музей «Семёнково» из деревни Бор Тотемского района. В начале 1900-х годов в этом самом доме работало двухклассное Богоявленское училище, учрежденное Министерством просвещения по просьбе жителей Богоявленской волости. В крестьянской среде к тому времени уже созрело понимание необходимости учить детей грамоте: земства активно пропагандировали идею всеобщего начального образования с 1860-х годов. Проводились исследования: сколько школ находится на территории, сколько в них учеников, а сколько детей школьного возраста могли бы учиться, но не посещают школу по ряду причин. Одной из этих причин было проживание детей далеко от школы.

«По статистике, собранной Вологодским губернским земством в 1903 году, дети, которые жили на расстоянии более трех верст, составляли лишь 9% от числа детей, которые обучались в школах, – рассказывает заведующая музеем «Семёнково» Наталья Киршина. – Подавляющее большинство детей добирались до школы пешком, и путь издалека, особенно по темноте и в непогоду, был небезопасен. Организовать подвоз детей до школ не представлялось возможным из-за плохих дорог. Поэтому земство предложило организовывать при школах «ночлежные приюты» – своего рода общежития, где ученики могли остаться на ночь или на всю неделю».

Крестьяне быстро откликнулись на идею организовать «ночлежки». Помимо учебы, в приюте обеспечивали «горячим приварком», и многие дети питались там лучше, чем дома. Часть продуктов дети могли выращивать сами на приусадебном участке, а пищу готовил либо учитель, либо хозяйка дома, где располагался приют. Ночлежные приюты имели и воспитательную функцию. Большинство крестьянских семей жили в довольно суровых бытовых условиях: избы были тесные, не проветривались, зимой жилье приходилось делить со скотиной. В приютах учителя приучали детей к гигиене, воспитывали опрятность и умение поддерживать порядок в жилище. По регламенту приют мог быть организован только в том селе, где есть церковь и можно уделить внимание религиозному воспитанию.

Как рассказала Наталья Киршина, главная задача музея на ближайшую перспективу – строительство интерьерной экспозиции в горнице дома Храповых. Площадь этого помещения, примыкающего к школьному классу, невелика, поэтому публика туда заходить не будет, осматривая экспозицию сквозь два дверных проема. Здесь предполагается воссоздать обстановку ночлежного приюта, устроенного на пожертвования селян. Это будет первая экспозиция музея с использованием скульптур людей: фигуры двух крестьянских детей, оставшихся ночевать в приюте, по техзаданию «Семёнково» изготовят в Уральском региональном институте музейных проектов. Посетители увидят их уже осенью: открыть экспозицию запланировано в День учителя.

Проект «Ночлежный приют» реализуется при помощи многолетнего партнера «Семёнково» – компании «Северсталь», которая предоставила музею спонсорскую помощь в объеме 600 тыс. рублей. В рамках проекта в июле и августе публике будут представлены в онлайн и оффлайн-режиме интерактивные программы «Урок старой орфографии» и «Урок ботаники в сельской школе». Сотрудники музея разработают лекцию по теме сельского образования на рубеже XIX и ХХ веков. На октябрь запланирован круглый стол на тему социальной защиты детей с участием представителей власти, общественности, учреждений образования и СМИ.

Светлана Гришина