12+

В день 80-летия начала Великой Отечественной войны: неизвестные страницы военной истории. Дальний Восток: события немирной жизни

В целях сохранения исторической памяти о военном и трудовом подвиге народа в день начала Великой Отечественной войны рассказываем о малоизвестных страницах военной истории. Дальний Восток: события немирной жизни.

Дальний Восток перед Великой Отечественной войной активно осваивали, и процесс этот только начинался. Единственной транспортной артерией, связывавшей его с европейской Россией, оставалась, как и до революции, Восточно-Сибирская железная дорога, автомагистралей практически не было. В годы советской власти Дальний Восток активно строился, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре были созданы крупные авиационные заводы. По мере сил совершенствовалась инфраструктура Тихоокеанского флота. Развивалась угледобыча на Сахалине и в Приморье.

Интересный факт – БАМ (Байкало-Амурскую магистраль) начали строить еще в конце 1930-х годов, однако перед войной ее строительство только разворачивалось. Когда в 1942 году срочно потребовалось построить железнодорожную ветку по заволжским степям вокруг Сталинграда, на ее постройку пошли рельсы, снятые с БАМа.

Несмотря на то, что Красной Армии удалось разгромить белокитайцев на КВЖД, а затем японских агрессоров на Хасане и Халхин-Голе, проблемы в снабжении войск не были решены. К началу Великой Отечественной войны группировка советских войск на Дальнем Востоке составляла около 1,5 млн человек, что служило надежным сдерживающим фактором для японской армии. Однако эти войска были «размазаны» вдоль довольно слабых транспортных магистралей Дальнего Востока, в то время как японская Квантунская армия – более 700 тысяч человек – была сосредоточена в Манчжурии и полностью готова к бою.

Начальный период войны тесно связан с именем Иосифа Родионовича Апанасенко. Его сложнейшей задачей было непрерывно формировать новые части на замену тем, кто уходил на борьбу с немцами, сдерживая при этом японцев на границе. Только в 1941 году на фронт с Дальнего Востока отправили более миллиона человек. «Сибирские» дивизии, спасшие Москву осенью и зимой 1941 года, были преимущественно дальневосточными. С начала войны и до 1943 года личный состав всех частей на Дальнем Востоке шесть дней в неделю строил укрепления и другие военные объекты. В течение 1941 года параллельно с Восточно-Сибирской железной дорогой была построена автомобильная магистраль силами войск генерала Апанасенко.

Порты Дальнего Востока играли важную роль в поставках ленд-лиза. Около половины всех товаров из США проходили через них (продовольствие, сукно, станки и т.д.), по дипломатическим причинам поставки через Дальний Восток не должны были быть военными. Несмотря на это, более 20 советских торговых кораблей были потоплены или захвачены японцами. Непрерывно шли перестрелки на границе. Постоянно работала японская разведка. Тихоокеанский флот СССР был еще недостаточно силен, но, несмотря на это, всю войну выполнял свои задачи и прикрывал границы и берега от вторжения.

Таким образом, на протяжении большей части Великой Отечественной войны Дальний Восток служил источником и резервом личного состава, боевой техники и ресурсов для советско-германского фронта. Всю войну Дальний Восток полностью обеспечивал себя продовольствием, а когда были потеряны украинские и южнорусские черноземы – еще и помогал продовольствием европейской части СССР.

Лишь в конце 1944 – начале 1945 годов, когда неизбежность разгрома Германии была очевидна, и перед Советским Союзом встала согласованная с союзниками задача разгрома Японии, испытанные в боях войска широким потоком хлынули на Дальний Восток из Европы. Эта переброска войск с одного театра военных действий на другой через весь континент была уникальным по масштабу логистическим подвигом, подобного которому не было в мировой истории.

Всего через три месяца после капитуляции Германии, 9 августа 1945 года, советские войска в Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Приморье перешли в наступление против Квантунской армии. Несмотря на то, что японский флот к тому времени был почти разгромлен американцами, сухопутная армия в Манчжурии была достаточно сильна, а промышленность ее продолжала функционировать, в отличие от основной части Японии. Прорыв советских танков через пустыню Гоби и перевалы Большого Хингана, почти мгновенное уничтожение японских укрепрайонов, строившихся долгие годы, не оставили Квантунской армии ни малейшего шанса. Окончательную точку в этом разгроме поставили парашютные десанты на узлы управления японских войск.

Так же стремительно была взломана оборона японцев на южном Сахалине, морские десанты были высажены на Курильских островах. Считается, что война на Дальнем Востоке была закончена 3 сентября 1945 года, хотя Квантунская армия капитулировала 2 сентября, а отдельные гарнизоны на Курильских островах продолжали сопротивление до 5 сентября.

Вологодская областная научная библиотека