12+

«Искусство, помогающее жить»: смотрите онлайн-экскурсию Вологодского драмтеатра о творческом подвиге артистов во время войны

Творческий проект «Искусство, помогающее жить» представляет собой историко-краеведческое исследование о деятельности единственного в Вологодской области государственного драматического театра в годы Великой Отечественной войны.

Где находилась труппа театра ровно 80 лет назад, какие спектакли были интересны публике, какую помощь артисты театра оказывали в борьбе за Победу – обо всем этом рассказывает интерактивная онлайн-экскурсия с элементами документального кино. Автором сценария стал историк театра Борис Ильин, режиссером выступил Сергей Закутин. Текст озвучили заслуженные артисты РФ Владимир Таныгин, Марианна Витавская, Наталья Ситникова.

Великая Отечественная вошла в жизнь Вологодского драматического театра внезапно: он был на гастролях в Пскове, когда немецкие бомбардировщики разбомбили вагоны со всеми декорациями и костюмами спектакля «Любовь Яровая». С началом войны драматический театр взял курс на «оборонный репертуар», куда входили пьесы героико-патриотической направленности. «Нападение фашистских извергов на Советскую родину застало наш театр во Пскове. До отъезда в Вологду мы продолжали ставить спектакли и обслуживать бригадами призывные пункты. Вернувшись домой, мы уже выпустили четыре новых постановки: «Парень с нашего города», «Тот, кого искали», «Поручик Лермонтов», «Ключи Берлина», – писал в газете «Красный Север» за 26 августа 1941 года художественный руководитель театра, заслуженный артист РСФСР А.Е. Ларионов.

В 1942 году в Вологодском драматическом театре было поставлено 390 спектаклей, их посмотрели более 220 тысяч зрителей. Событием стала премьера по пьесе Леонида Леонова «Нашествие».

Чтобы поднять дух населения области, коллектив драмтеатра выезжал со спектаклями в армейские части, госпитали; бригады актеров выступали в санитарных поездах, колхозах, устраивали концерты в полях. Согласно историческим справкам, представлений было по два в день, а то и больше: так, бригада товарища Барная за 17 дней дала 38 концертов, а товарища Шмидта за 11 дней – 21 концерт.

Борис Ильин рассказал, как подбирался материал для онлайн-экскурсии: «В архиве драматического театра удалось найти программы спектаклей с указанием дат премьер, которые собирал бывший главный художник театра Александр Клочков. К сожалению, фотографии постановок военного периода не сохранились. Приходилось обращаться к другим источникам информации. К примеру, снимок актера Бориса Нигофа, который вместе с супругой Людмилой Поповой ушел на фронт, я обнаружил на сайте участников Великой Отечественной войны. Большой и подробный поиск документов был осуществлен вместе с областной научной библиотекой. Во время войны публиковалось достаточно много отзывов и рецензий. В Государственном архиве Вологодской области сохранился рукописный документ – благодарность театру от воинской части за концерт в госпитале. Он в видеоэкскурсии представлен».

Также Борис Валерьевич отметил, что важным шагом в жизни театра было открытие в 1944 году драматической студии. Казалось бы, война, люди озабочены совершенно другими проблемами... Тем не менее желающих учиться в студии было много – на 30 возможных мест был принят 31 человек. Среди них Леонид Марков – народный артист СССР, Римма Маркова – народная артистка России, Тамара Елисеева, более 40 лет работавшая в театре, а также Виктор Стрельцов, который впоследствии сделал военную карьеру. В 1970-80-е годы он был директором Театра Советской Армии в Москве.

Значительное влияние на творческую атмосферу не только театра, но и всего города оказала в годы войны Лия Ротбаум. Известный польский режиссер, эмигрировавшая в Советский Союз в связи с нападением гитлеровцев на ее родину, она волею судеб оказалась в Вологде на должности штатного режиссера драмтеатра. Она поставила несколько спектаклей, в том числе водевиль «Соломенная шляпка».

За время Великой Отечественной войны в афише театра появлялись новые спектакли и новые имена, но неизменной оставалась его основная задача – быть нужным своему зрителю. Так и жил театр в трудные годы, не прекращая свою работу, откликаясь каждым своим спектаклем на боль всей страны.

Реализация проекта «Искусство, помогающее жить» стала возможна благодаря победе Вологодского драматического театра в грантовом конкурсе «Школа филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Социальными партнерами выступили Государственный архив Вологодской области и Вологодское военно-историческое общество.

Кристина Страмова