12+

Красота мира и ужасы войны: картинная галерея организовала выставку к 100-летию художника Михаила Ларичева

Выставка «К 100-летию со дня рождения художника Михаила Алексеевича Ларичева» открылась в Вологодской областной картинной галерее. Впервые произведения мастера экспонируются в таком объеме – посетители увидят около 90 живописных и графических работ из фонда ВОКГ и семьи художника. Значительную часть выставки занимают пейзажи – любимый жанр в творчестве автора.

Михаил Ларичев – художник с непростой судьбой, его юность пришлась на годы Великой Отечественной войны. В 1939 году, прямо с третьего курса Рязанского художественного училища, он был призван в армию, а с марта 1941 года обучался в полковой школе города Несвижа Брестской области. Из вологодских художников Михаил Ларичев раньше всех попал в горнило Великой Отечественной войны. Его ждали жестокие бои на Западном фронте, контузия, изнурительная борьба с голодом и тщетная попытка прорваться к своим в условиях окружения, плен. В фашистских концлагерях, последним из которых стал Бухенвальд, Ларичев находился вплоть до весны 1945 года.

Художник стойко перенес все ужасы плена и после окончания войны смог вернуться к творчеству. Обосновался в Вологде, работал в художественном фонде, вступил в Союз художников. «В те времена он мог писать только на тему мирного труда, поскольку о концлагерях и пребывании в плену говорить было нельзя», – отмечает замдиректора ВОКГ, куратор выставки Ирина Балашова. Кроме того, как уроженцу села – художник родился в деревне Лебзово Усть-Кубинского района – ему была близка эта тема. Считается, что именно портреты сельских жителей принесли ему известность («Коммуны рядовой», «Все на ферму», «Ветеран»).

Михаил Ларичев также писал портреты друзей-художников, сюжетно-тематические картины, натюрморты, но главным жанром его в творчестве был пейзаж. Полюбив пленэры с юных лет, он часто работал с натуры. Михаила Ларичева отличает особый художественный почерк – в пейзажах преобладает светлая, разбеленная цветовая гамма. Даже после пережитых ужасов войны он сумел сохранить оптимизм и отразить искреннюю любовь к родной природе, простые радости селян и торжество мира.

Однако пережитое в концлагерях не оставляло художника. В 1965 году он создает картину «Узник из Заксенхаузена», но представить ее публике Михаил Ларичев смог много позже. Ему постоянно снились ужасы фашистского плена, и с 1980-х годов эта тема становится основной в творчестве художника. Многие картины были показаны на выставках еще при жизни мастера.

«Михаил Ларичев был жизнерадостным и светлым человеком. Его любимый мотив – летний дождь. Он умел «поймать» кисточкой ветер и капли благодаря нежным и спокойным цветам, навевающим свежесть и прохладу», – рассказала Ирина Балашова.

Выставка «К 100-летию со дня рождения художника Михаила Алексеевича Ларичева» открыта до 25 июля в Доме Корбакова (Вологда, ул. Октябрьская, 13).

Мария Таничева, студентка 3 курса ВоГУ