12+

Мастер-классы по клоунаде, сценической речи и пластике: вологодские актеры стали участниками образовательной программы СТД

Мастер-классы и тренинги для актеров вологодских театров провели в начале июля ведущие специалисты в области театрального искусства. Обучение состоялось благодаря гранту Союза театральных деятелей России. Оно было запланировано для актеров – участников Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Из-за эпидемиологической ситуации фестиваль перенесен ориентировочно на 2022 год, но образовательную программу, предполагающую закрытые занятия, решили сохранить и провести в запланированное время.

В мастер-классах участвовали актеры профессиональных театров Вологды, студенты областного колледжа искусств и ученики школы-студии драматического искусства «Чайка». В течение недели в Доме актера шли мастер-классы, тренинги и индивидуальные консультации. Программа обучения формировалась с помощью самих артистов: в театрах прошли опросы, какие занятия и каких педагогов необходимы им сегодня. Используя эти заявки, правление Вологодского отделения СТД пригласило для проведения занятий самых востребованных педагогов в этой сфере.

Открыла образовательную программу педагог, актриса и режиссер Санкт-Петербургского театра «Лицедеи» (группа «Семьянюки») Ольга Елисеева, которая провела двухдневный мастер-класс по клоунаде. Одна из ведущих актрис этого жанра, Ольга Елисеева отмечает, в нем важно не придумывать, а «идти от себя», и тогда каждый зритель найдет, над чем улыбнуться или посмеяться.

Мастер-классы по сценической речи для вологодских актеров провела  профессор, педагог  кафедры сценической речи Российского государственного института сценических искусств( Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения  Евгения Кириллова. Она не первый раз встречается с вологодскими артистами, поэтому хорошо знает актерский состав наших театров.

«У нас уже есть опыт общения, поэтому на занятия актеры приходили подготовленными – с вопросами и проблемами, которые им бы хотелось для себя решить, – рассказала Евгения Ивановна. – Групповые занятия – это тренировка голосо-речевого аппарата, восстановление навыков, над которыми они работали когда-то в своих учебных заведениях. Мы вместе вспоминали то, чему они учились, и обновляли знания, учитывая опыт работы в театрах. На индивидуальных занятиях с каждым разбирали волнующие его вопросы, подбирали упражнения для тренировки речевого аппарата. Актерам перед спектаклем это также необходимо, как балеринам, которые стоят у станка каждый день и не выходят на сцену на «сухие» мышцы. Мышцы речевого аппарата тоже надо разрабатывать, только они мелкие, и их тренировка – ювелирная работа».

Групповые занятия прошли в Доме актера и на открытой площадке в Консисторском дворе Вологодского кремля, где традиционно показывают спектакли фестиваля «Голоса истории». Евгения Кириллова отметила, что здесь, в неограниченном пространстве с очень хорошей акустикой, абсолютно другое ощущение голоса.

Завершил программу обучения режиссер-постановщик «Театра Ненормативной Пластики», преподаватель кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доцент кафедры пластического воспитания Российского государственного института сценических искусств  Максим Пахомов. Особенность «Театра Ненормативной Пластики» – смещение акцента со слова на тело, когда движение и жест становятся одним из главных способов выражения идеи. Мастер-класс «Техника физического театра» был посвящен освоению и развитию способностей собственного тела, исследованию его выразительности, пониманию возможностей невербального телесного высказывания и общения с партнером на площадке.

Ирина Сорокина