12+

Уникальные фрески церкви Иоанна Предтечи в Рощенье предстоит укрепить, чтобы продолжить реставрацию храма

Предтеченская церковь в Рощенье – единственный из четырех храмов, стоявших в начале XX столетия в районе бывшей Сенной площади, который сохранился до наших дней. Первое упоминание об этой церкви, тогда еще деревянной, относится к 1618 году – на тот момент она называлась Алексеевской. Деревянная церковь сгорела во время грозы в мае 1698 года, а в мае 1710-го состоялась закладка каменной церкви. С 1728 года она стала называться Иоанно-Предтеченской по главному престолу холодного храма во имя Усекновения главы Крестителя Господня.

В 1717 году холодный храм был полностью расписан ярославскими мастерами во главе со «знаменщиком» Фёдором Игнатьевым, одним из ближайших помощников знаменитого ярославского изографа Дмитрия Плеханова, расписавшего Софийский собор в Вологде. Известный искусствовед Игорь Грабарь относил фрески церкви Иоанна Предтечи в Рощенье к лучшим образцам русской фресковой живописи XVIII века. В храме сохранился пятиярусный иконостас, украшенный объемной резьбой.

Церковь поставлена государственную охрану в 1960 году, является объектом культурного наследия федерального значения. В 60-70-е годы XX века под руководством художника Николая Перцева в храме была проведена комплексная реставрация, позволившая сохранить фрески. В 1980-е годы был разработан проект реставрации, специалистами Всесоюзной специальной научно-реставрационной производственной мастерской проводились консервационные работы. В 2000-х было проведено инженерное обследование храма, однако решения, предложенные проектировщиками по его итогам, реализованы не были. В 2006 году Предтеченскую церковь передали верующим, в теплом храме регулярно проходят богослужения.

Три года назад вновь начались реставрационные работы на фасадах церкви, кровле и полах трапезной на средства благотворителя. С 2020 года работы продолжаются благодаря финансированию по федеральной целевой программе Министерства культуры России. Ремонтно-реставрационные работы ведет ООО «Строй Центр» (Москва), разрешение на них выдано Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Проектирование и авторский надзор осуществляет АУК ВО «Вологдареставрация», технический надзор – специалисты отдела технического надзора ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские».

Состояние фресок Предтеченской церкви реставраторы расценивают как аварийное. Есть участки, где штукатурка вместе с красочным слоем отстала от стен на 3–5 см и просто «висит в воздухе». Частично работы по укреплению таких участков росписи велись во время предыдущей реставрации. Там, где отслоение живописи было особенно сильным, выполнена так называемая «бортовка»: отставший от кирпичной кладки фрагмент закрепляют, не прижимая его к плоскости стены и тем самым не давая ему осыпаться дальше. Но отслоение фресок – не единственная проблема. Чрезмерная влажность провоцирует появление плесени, которая негативно влияет на живопись. Во многих местах красочный слой шелушится, и мелкие «чешуйки» темперно-клеевой живописи могут осыпаться даже от сквозняков.

Для сохранения фресок необходимо нормализовать температурно-влажностный режим в холодном храме – этого позволит достичь устройство теплого пола, благодаря чему температура внутри в холодное время года не будет опускаться до нуля градусов. Такая концепция «ограниченного подогрева» уже применена в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и Софийском соборе в Вологде. Однако сейчас первоочередная задача – провести консервацию фресок, устранив риск их повреждения во время проведения других реставрационных работ.

«Храм долгие годы оставался без внимания реставраторов, и необходимо было подготовить здание к тому, чтобы заниматься восстановлением настенной живописи, – говорит реставратор высшей категории Ольга Соколова. – Согласно контракту уже выполнена часть работ по усилению фундаментов методом инъектирования по наружному периметру храма и устройству отсечной гидроизоляции стен, чтобы остановить подсос воды кирпичной кладкой. Но сейчас эти работы решено приостановить. Вместо устройства подполья и теплого пола в холодном храме в рамках контракта на 2021 год считаем целесообразным провести противоаварийные работы на живописи и иконостасе».

Сохранение уникальных фресок поддерживает заказчик работ – Министерство культуры России. Представитель Министерства недавно побывал в Вологде и посетил церковь. Принято решение приостановить работы по устройству теплых полов и перенаправить средства на противоаварийные работы на иконостасе и монументальной живописи храма.

Свои рекомендации по улучшению состояния храма дали и климатологи: по их мнению, две растущие около храма ели слишком затеняют здание, затрудняют проветривание стен и забивают водосточную систему хвоей. Отдельно будет решаться вопрос о восстановлении иконостаса, иконы из которого переданы в Вологодский музей-заповедник.

Светлана Гришина