12+

«Историю с продолжением» вологжане узнают на выставке Любови Корчаговой

«Роспись – это творчество, и без вдохновения оно невозможно», – убеждена мастер народных художественных промыслов Вологодской области Любовь Корчагова. 10 августа в Центре народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад» открылась ее персональная выставка «История с продолжением».

В экспозиции представлены деревянные и керамические изделия, украшенные шекснинской золочёнкой, гаютинской, пижемской, ракульской, грязовецкой, борецкой, мезенской, пермогорской росписями. Красоту этих экспонатов дополняют акварельные пейзажи автора.

Рисованием Любовь Корчагова увлеклась в детстве, потом поступила в Ивановский химико-технологический техникум на отделение оформления и колорирования тканей. После окончания учебы работала по распределению –

художником на комбинате по выпуску шелковых тканей в Оренбурге. Затем был перевод на Вологодский льнокомбинат, где Любовь Алексеевна на протяжении 20 лет трудилась как художник ткацкого рисунка.

Народными промыслами Любовь Корчагова занялась в 1998 году, когда начала преподавать в Губернаторском колледже народных промыслов. Успешно овладела техникой северодвинских росписей, самостоятельно изучила мезенскую роспись, но особое внимание уделяет шекснинской золочёнке. Благодаря ее инициативе в учебный план колледжа внесен курс по изучению этой народной росписи, в 2010 году издано методическое пособие. Мастером также разработана программа обучения росписи по ткани.

В прошлом году Любовь Корчагова вышла на пенсию и сейчас преподает в студии «Вологодские росписи» Вологодского музея-заповедника, где и сама занималась в начале своего творческого пути. Сегодня Любовь Алексеевна вспоминает, с каким упорством она копировала росписи на музейных прялках: «Это увлекательная работа: нужно подобрать и цвет фона, и оттенок золота. А оно, к слову, на старых прялках не блестит: изделия покрывались олифой, поэтому сияние золота сглаживалось. Я для себя определила, что самый лучший способ освоить, понять, почувствовать и полюбить роспись – это создавать копии прялок».

Любовь Алексеевна отмечает, что у каждой росписи своя традиция, свое цветовое насыщение. Мастер не пользуется готовой краской из баночки: оттенок нужно найти, соединяя несколько разных тонов для гармоничного цветосочетания. Что касается золотой краски, то в шекснинской золочёнке художник использует и «золото майя», и «золото инков» – один оттенок теплее, другой холоднее.

В ракульской росписи четыре основных традиционных цвета – красный, зеленый, синий, черный – и, как правило, золотисто-охристый фон. «Чтобы в готовом изделии оттенки не казались мрачными и слишком темными, я могу добавить оранжевого, а красный беру не самый насыщенный, а тот, что светлее. Синий – не чернильный, а более мягкий. Сочетаю цвета парами – красный и желтый, светло-зеленый и оливковый, а потом выстраиваю цельную композицию. Кроме того, в росписи очень важна укрывистость, когда краска хорошо покрывает поверхность изделия и не просвечивает», – рассказывает Любовь Корчагова.

В пермогорской, мезенской и ракульской росписях важна равномерность контура – он должен быть идеально ровный. А в шекснинской золочёнке контур подчеркивает красоту и изящество элементов, поэтому линия может быть тоненькой или с легким утолщением. За счет этого роспись получается очень изысканной. При этом основной элемент шекснинской золочёнки – птица – обводится полностью, а детальная прорисовка перьев создает впечатление легкости и движения.

«В шекснинской золочёнке немного элементов – это птица, куст и архитектурные формы. Круги, овалы, перегородки, завитки, напоминающие окошки церквей. Куст рисуется с семечка, брошенного в землю, затем появляются два листочка и веточки. Процесс тот же самый, что и в природе. И уже на веточку художник садит птицу, покрывает золотом и наряжает в оперение».

Сравнительно недавно Любовь Алексеевна увлеклась пижемской росписью. Она, по её словам, графическая, легкая и миниатюрная. Набор элементов небольшой – завитки, ромбы, квадраты, а в палитре всего два основных цвета – красный и зеленый.

Увидеть работы, выполненные мастером, можно на выставке «История с продолжением» по адресу: Вологда, ул. Засодимского, 5. Справки по телефонам: 8 (8172) 72-04-85, 72-06-58. Выставка продолжит работу до 5 сентября.

 

Кристина Страмова