Самая масштабная за последние 10 лет выставка произведений народного художника России Джанны Тутунджан открылась в главном на сегодняшний день здании Вологодской картинной галереи – Музейно-творческом центре «Дом Корбакова».

Творчество Джанны Тутунджан давно и горячо любимо вологжанами. Армянка по отцу, московская дворянка – по матери, она, оказавшись вслед за мужем, художником-графиком Николаем Баскаковым, в Вологде, а затем в деревне Сергиевской Тарногского района, где они купили дом, смогла настолько проникновенно рассказать в своих работах о простых людях, сохраняющих в себе лучшие качества народного характера, что по праву стала считаться настоящей «берегиней» нашего края. Ее творческий почерк – заметный, характерный, безошибочно узнаваемый; ее герои – квинтэссенция русскости.

Последняя столь крупная – и еще прижизненная – выставка Джанны Тутунджан была в 2011 году в Москве, на Поклонной горе. Ее открыли 27 января, а меньше чем через месяц, 23 февраля, художника не стало. Нынешняя выставка открылась спустя 10 лет после смерти Тутунджан и одновременно к ее юбилею – 22 сентября ей бы исполнилось 90. Теперь вологжане в течение полутора месяцев смогут видеть наиболее полную картину творчества Джанны Таджатовны.

Выставка занимает сразу два этажа и выстроена по принципу, определенному в своем творчестве самой Тутунджан: «Мне хочется сравнить себя с деревом: графика – мои корни, живопись – моя крона». Поэтому на первом этаже представлены ее графические работы, а на втором – живописные полотна. Создатели выставки устроили паритет «корням» и «кроне» и в количественном отношении: из 100 работ, представленных в экспозиции, 50 – графических и 50 – живописных.

Начинать осмотр выставки следует именно с нижнего этажа, с графических «корней», основы живописного творчества – ведь художник получил образование на графическом факультете Суриковского института. Здесь, в рисунках углем и фломастером по-настоящему раскрывается внутренняя подоплека творчества Джанны Тутунджан, ее интерес к внутреннему миру своих героев. Центральную часть выставочного пространства занимают работы из «золотого фонда» графического наследия художника, а окружают их рисунки из знаменитого цикла «Разговоры по правде, по совести». Эти работы сопровождаются небольшими текстовыми фрагментами – живой речью тех людей, которые стали прототипами этих рисунков. Живя в деревне Сергиевской, Тутунджан была вхожа в любой дом, ей везде были рады. По воспоминаниям, она часто молча присутствовала при долгих разговорах, сидя в уголке, с блокнотом, записывала речь своих односельчан. Фразы, которые затем она брала в качестве подписей к своим графическим работам, одновременно просты и глубоко философичны. Эти работы интересно не только смотреть, но и (а может, в первую очередь) читать: именно поэтому на посещение выставки не стоит отводить мало времени.

Многие образы, герои, представленные внизу, в графических работах, затем воплощены и в живописи, под которую отведен второй этаж картинной галереи. Лаконичные графичные рисунки органично переходят в монументальные, подчас даже фресковые образы – знаковые, известные, полюбившиеся, которые сегодня прочно ассоциируются с именем Джанны Тутунджан: «Молодая», «Гори ясно», «Земля», «Незабудки», «Берегиня», «Братыня», «Черный ворон». В работах преобладают чистые, яркие цвета – излюбленные Тутунджан голубой, зеленый, белый и огненно-алый: их художник считала главными русскими цветами. Тех, кто знаком с произведениями Тутунджан только заочно – видел их в интернет-проектах, в буклетах, книгах – поразит масштаб и монументальность некоторых работ, перед которыми хочется замереть в благоговейном молчании и всматриваться в малейшие детали. Конечно, центральный образ выставки – как и центральный всего творчества Джанны Таджатовны – это образ женщины: матери, героини, труженицы. Когда у Тутунджан спрашивали, как бы она нарисовала счастье, она отвечала, что в виде материнства.

Организаторы выставки уверены, что даже те, кто хорошо знаком с творчеством Тутунджан, на этой выставке смогут открыть для себя новые грани ее таланта, взглянуть на знакомые работы под другим углом зрения.

«Правильно и закономерно, что нынешний творческий сезон в Вологодской картинной галерее открывается именно этой, долгожданной выставкой – выставкой Джанны Тутунджан, – отметил начальник Департамента культуры и туризма области Владимир Осиповский. – Потому что ее образы для многих из нас – в сердце. Глаза людей, смотрящих с ее работ – простых людей Русского Севера, – пронизывают насквозь, светятся добротой и мудростью. Ее женщины, мужчины, старики, дети – соль русского народа, русского характера. В творчестве важно тронуть душу зрителя – Джанне Тутунджан это удается с первого взгляда. Очень хочется, чтобы эту выставку посмотрело как можно большее количество зрителей, в том числе – наше молодое поколение. И очень бы хотелось, чтобы через два года мы смогли прийти в новое здание картинной галереи на Мира, 34, где уже в постоянной экспозиции работы Джанны Тутунджан будут занимать одно из центральных мест».

Произведения Джанны Тутунджан находятся в коллекциях многих ведущих музеев Вологодской области и России – Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, галереи «Красный мост», в музеях Архангельска, Иваново, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных собраниях. Но основная часть творческого наследия – и в этом гордость Вологодской картинной галереи – находится именно в фондах главного художественного музея Вологодской области и представлена на открывшейся выставке.

«Задумываясь о названии выставки, мы решили назвать ее просто и лаконично: «Джанна». Это прекрасное, яркое, звучное имя в Вологде ассоциируется только с одним человеком – Джанной Таджатовной Тутунджан, – рассказала директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева. – Ее произведения – прочувствованные и искренние, в каждом штрихе чувствуется она сама, ее душа. «Джанна» значит душа. И она сама говорила, что душа ее интересует больше всего. И эта душа, эта ее вселенская любовь передается, конечно, и зрителю. И рождается любовь взаимная».

Куратор выставки, заведующая отделом современного искусства ВОКГ Юлия Горелькова, хорошо знакомая с самим художником, строившая ее последнюю прижизненную выставку в Москве, заметила, что если одним словом характеризовать нынешний вернисаж, то это будет слово «любовь»: «Это выставка про любовь. Про историю большой любви – начиная с любви, которая была между ее родителями – мамой, происходившей из старинного дворянского московского рода и отца, в жилах которого текла армянская кровь; любви художников Джанны Тутунджан и ее мужа, Николая Баскакова, за которым она отправилась на Русский Север. Про любовь к самому Русскому Северу, к русской деревне, к тем людям, которые здесь живут. Любовь к своим коллегам-художникам – потому что никто так, как Джанна Таджатовна, художников не поддерживал: всегда находила доброе слово, приободряла. Это не про любовь со счастливым концом – потому что конца у этой истории нет. Сегодня вся эта любовь – в ее произведениях. И еще не одно десятилетие, а, наверное, века мы будем ощущать эту любовь, рассматривая ее работы».

То, что Джанна Тутунджан, первая из коллег получившая звание заслуженного художника России, была душой Вологодского отделения Союза художников России, отметил и председатель ВО СХР Николай Мишуста: «Она была загадочна как художник и одновременно как человек открыта всему миру. Распахнутая душа. Не просто душа, но еще и совесть. У нее было обостренное чувство справедливости. Она родилась словно бы для того, чтобы петь эту песню – о земле, о людях, которые на этой земле. Как человек она родилась в Москве, а как художник – на Вологодчине, в своей деревне Сергиевской. Душа ее откликнулась на все беды и радости людей, ее окружавших. Ей было не все равно, что будет с землей, на которой она живет. Она болела этой болью, стала частицей этого народа, который она писала, она растворилась в нем. Глубокое осмысление смысла жизни, правды, бед, которые постигли нашу деревню – эта тема проходит красной нитью через всё ее творчество. Она говорила, что хотела отразить именно лик России, образ России – и это ей удалось. У нее нет простых, легких, «проходных» произведений – они все очень глубокие, емкие. И поэтому они и были признаны очень быстро – она первой на Вологодчине стала заслуженным художником России уже в 1972 году. Ее искусство отозвалось в сердцах не только простых людей, но и высокопоставленных чиновников. И она была действительно достойна этого признания – потому что в созвездии вологодских художников она звезда первой величины».

Выставка «Джанна» будет работать до 17 октября по адресу: г. Вологда, ул. Октябрьская, д.13. Все посетители смогут приобрести на память каталог произведений Джанны Тутунджан, подготовленный специально к юбилею.

Теги: Джанна Тутунджан, ВОКГ
Елена Легчанова

Новости по теме