12+

Хозяйка галереи «Красный мост» Нинель Комина о Джанне Тутунджан: «Мы с полуслова понимали друг друга»

В сентябре этого года исполняется 90-лет со дня рождения Джанны Тутунджан, народного художника России, воспевшей в своих полотнах Вологодскую землю и ее людей. В канун юбилея редакция cultinfo обратилась к тем, кто был лично знаком с Джанной Таджатовной. Воспоминаниями о ней уже поделились журналист и искусствовед Наталия Серова и художник Николай Мишуста. Наш новый собеседник – основатель и хозяйка галереи современного искусства «Красный мост» Нинель Комина.

«Познакомились мы с Джанной, когда решили издать серию ее графических работ «Разговоры по правде, по совести», – вспоминает Нинель Анатольевна. – Я еще школьницей ходила на все выставки в Вологодскую картинную галере, и эти графические листы поразили меня искренней любовью к людям, жизнь которых проходит в нелегком крестьянском труде. Уже буквально на второй встрече по поводу издания альбома мы вдруг с ней обе встали, обнялись и заплакали – от счастья, что понимаем друг друга и находим верный путь».

Джанна Тутунджан была свидетелем того, как в Вологде появлялась первая частная галерея современного искусства, с интересом наблюдала за строительством дома на Набережной VI Армии, 143. Переживала, что в небольшом здании не удастся организовать полноценное экспозиционное пространство. «Были только возведены стены, положены перекрытия, на второй этаж нужно было подниматься по трапу, но Джанна сказала: я хочу посмотреть, – рассказывает Нинель Комина. – И когда мы зашли внутрь, она удивилась: слушай, а ведь здесь много места! Я говорю: Джанна Таджатовна, давайте дождемся, когда всё будет достроено и отделано».

Большая выставка Джанны Тутунджан стала первой экспозицией в «Красном мосту», которая работала в галерее всё лето. Народный художник России, она много выставлялась и в Вологде, и на всероссийских выставках, но эту выставку в «Красном мосту» считала особенно удачной – очень красивой и уютной. «Она трепетно относилась к деятельности галереи, глубоко понимала всё, что мы делаем, – говорит Нинель Анатольевна. – Признаюсь, ее графика мне ближе, чем живопись, но Тутунджан на редкость хорошо видела людей и всегда умела это передать. У нас с ней были теплые отношения, мы с полуслова понимали друг друга».

Для Нинель Коминой Джанна Тутунджан – человек, которого можно назвать мерилом нравственности: «Две вещи в ней поражали: умение видеть и понимать людей и ее огромная преданность жены и подруги. Я помню, как она относилась к своему супругу, Николаю Владимировичу Баскакову: последние несколько лет, когда он тяжело болел, старалась его поддержать, наполнить его жизнь событиями. Именно по ее инициативе мы провели в галерее его первую персональную выставку».

Джанна Таджатовна запомнилась и тем, что всё вокруг себя умела наполнить творчеством. Тем, кого она любила и ценила, она могла к празднику сделать бесценный подарок – небольшую зарисовку и короткое стихотворение. Многие помнят ее бумажных ангелов: она быстро рисовала на листе бумаги, складывала его, вырезала фигурку ангела с поднятыми руками – и вместе с этим ангелом дарила человеку чувство защищенности. Такое отношение к людям дорогого стоит, уверена Нинель Комина, и, конечно, это нашло отражение в полотнах художника.

Светлана Гришина