12+

Мужские образы в творчестве Джанны Тутунджан рассматривает новый выпуск проекта «Птица – Жизнь»

Начало самостоятельного творческого пути Джанны Тутунджан выпало на период 1960-х годов, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо «суровым стилем». В этот период основными стилистическими особенностями живописи являются масштабность и статичность композиции, изображение героев крупным планом, лаконизм художественного языка, монументальность формы. Джанне Таджатовне были близки эти творческие устремления, однако с самого начала она стремилась к максимальному проявлению своей индивидуальности, и ее творчество не укладывается в рамки конкретного стилевого направления. 

Образы многих героев Тутунджан «списаны» с обычных людей. Жители вологодской деревни и горожане, колхозники и интеллигенты, старики и молодые – у каждого из них свои переживания, свой богатый духовный мир. Во всех ее полотнах находит отражение не «оболочка», а «суть», внутренняя глубина и красота души человека, будь то девочка-подросток, женщина-мать, ищущий себя юноша или умудренный жизнью мужчина.

Каждый мужской портрет, созданный Джанной Тутунджан, уникален, но есть и то, что объединяет эти полотна. Тщательно проработанные черты лица говорят о внимании художника к своим героям. Работая в реалистической манере, Тутунджан использует выразительные средства, которые отсылают нашу память к русской иконописи. В мужских портретах живописец утверждает идеал внутренней красоты и духовного богатства, при этом создает внешне яркие и запоминающиеся образы героев. Изображения мужчин в ее полотнах романтичны и лишены бытовизма, раскрывают то, что художник считает самым важным в мужской судьбе – преданность и увлеченность любимым делом. Примечательно, что среди ее героев нет персонажей скучающих – это труженики, люди тяжелого труда или труда интеллектуального, близкие художнику.

Ода труду пропета художником в известной работе «Страда» 1977 года: острый, всепроникающий взгляд молодого человека с утрированно большими натруженными руками надолго остается в памяти зрителя. Картине присуща особая метафоричность, стиль мастера немногословен и адекватен мощной натуре.

Холст 1983 года «Пахарь, плотник и солдат» прост по замыслу. Сверхзадача художника – создать немногосложный образ человека-труженика, без прикрас и сюжетной занимательности. Это большое полотно поражает аскетичностью: мастер удаляет все лишнее, что могло бы помешать восприятию образа.  

В картинах Тутунджан нет недоговоренности, недосказанности, они – результат строжайшего отбора деталей, помогающего сделать язык полотен более весомым и четким. Некоторые из них помогают расшифровать поэтические строки. Так, картину «Несущий свой крест» 1996 года сопровождает текст:

Жил бобылем
С больной маткой.
Приходилось всяко – не сладко.
Зарабатывал сто, а то – двести,
Мать соблюдал честь по чести.
Сам топил печь, обряжался,
В бане мыл ее, по дому старался.
Было раз: совсем заплошала.
Он купил ей атласное одеяло,
И от этой сыновьей ласки
Догорала мать, будто в сказке.
Приезжали братовья и сестрицы
С недовольною миной на лицах,
Наставлений по уходу давали,
Только мать в город не брали.
Уезжали. Их таяли речи.
Мать и сын улыбались у печи.

У зрителя не остается вопроса, какой крест несет за плечами герой работы. Блики голубого неба проникают в маленькое оконце и выхватывают из серебряных сумерек фигуру сына, сидящего в глубоком раздумье. Заботы, омрачающие крутой лоб, задумчивые тревожные глаза, овал худого лица – всё это рисует образ глубоко человечный.

Люди творчества всегда влекли живописца духовной одержимостью, подвижническим отношением к своему труду и целеустремленностью. Еще одна известная работа в этом ряду – «Реставратор» (1984 год). Портретное изображение известного реставратора древнерусской живописи Александра Рыбакова на фоне образа Богоматери, заполняющее всё пространство холста подобно фреске, поражает глубиной исследования внутреннего мира модели. Обратившись к личности человека творческого и родственного ей по духу, Тутунджан стремилась не только передать свое отношение к портретируемому, сделать его облик узнаваемым, но и создать некий канонический образ. Этой работе свойственна романтическая приподнятость в сочетании с монументально обобщенной формой, в которой наиболее остро и символично работают силуэт и цвет.

В работах «Спаситель» (портрет чернобыльца Владимира Базанова, составляющий центральную часть триптиха «Ради жизни на земле», 2003 год) и «Черный ворон» (портрет гармониста Василия Невзорова, осужденного без вины на 17 лет, 1989 год) Тутунджан обращается к образам конкретных людей, своих современников. Эти произведения поражают своей масштабностью, психологической напряженностью и внутренним динамизмом. Есть и другие примеры полотен мастера, которые характеризует поиск героического в типическом: в низ звучит гимн мужеству и терпению людей, готовых к испытаниям, преисполненных нравственной красоты и благородства.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.