Джанна Тутунджан… Это необычное для вологодской земли имя стало таким же знаковым, как имена композитора Валерия Гаврилина, поэта Николая Рубцова и писателя Василия Белова… Сегодня, 22 сентября, исполняется 90 лет со дня рождения мастера.

Джанна Тутунджан – народный художник России, один из наиболее любимых вологжанами современный живописец и график. Автор сюжетно-тематических картин, портретов, натюрмортов, пейзажей, посвященных людям и традициям жизни северной деревни.

С 1959 года Джанна Таджатовна жила на Вологодчине, переехала сюда из Москвы вслед за мужем – художником Николаем Баскаковым. Они обосновались в доме на берегу реки Сухоны в деревне Сергиевская Тарногского района. Именно здесь художница черпала вдохновение, её впечатляла природа вологодской земли, искренние люди, которые там жили.

В предисловии к каталогу своей персональной выставки в Вологде в 1981 году Тутунджан написала о себе так: «Как гражданин я родилась в Москве, стала художником в Вологде. Как человек я дочь Земли, и мне не все равно, какая она, и что с ней будет. Мое детство и большая часть жизни прошли на фоне московского асфальта. Но всегда прикосновение к живой земле доставляло истинное наслаждение. Мне хочется сравнить себя с деревом: графика – мои корни, живопись – моя крона».

«Вот ведь как странно всё на свете – приезжает в Вологду молодая армяночка и так свежо и светло видит Северную Русь, проникает в национальный тип, в саму атмосферу Вашей родины, что диву даёшься. Что же это такое – национальное искусство? Что за ним? Бог знает. Очень мне понравилась Ваша Джанна», – так откликнулось общество на творчество художника после публикации статьи Василия Белова «Постижение».

В литературно-художественную жизнь Вологодского края Тутунджан пришла одновременно с Беловым, Рубцовым, Фокиной, Романовым. Все они – люди со своей жизненной позицией, со своим видением мира: у одних – в поэзии, у других – в прозе, у Тутунджан – в живописи. В беседе с журналистом в 1991 году о влиянии писателей-вологжан на её творчество и о взаимоотношениях с ними, художник отвечала: «…когда журналисты или искусствоведы меня вплетают в плеяду писателей-вологжан, чувствую себя неловко. Мне кажется, я не имею на это права. Они – Белов, Фокина, Рубцов, Романов и все другие – дети этой земли. А я, к сожалению, родилась в переулке Сивцев-Вражек на Арбате. На асфальте. К очень большому сожалению. Впрочем, нечего крыльями хлопать. Как судьба сложилась, так и сложилась. Может, это напрасное чувство... Но вместе с тем, мне дорого то, что они делают. И совершенно не безразлично. А если говорить о влиянии... Мне кажется, писатели ходят по своему кругу, по своей орбите. Они, безусловно, влияют друг на друга. Но больше всего на них влияет родная земля, ее беды и мучения. Какая она была, что с ней стало сейчас».

Очень высоко ценил Василий Иванович творчество Джанны Таджатовны. «Постижение народных характеров, народной психологии, отображение современного народного облика – вот, вероятно, основная ее забота. Я не специалист ни в живописи, ни в графике, поэтому не берусь судить о формальных особенностях ее произведений. Однако, общее впечатление такое, что в голову приходит одна грешная мысль: периферия большого, настоящего искусства – далеко не периферия географическая. <…> Дело для художника, видимо, вовсе не в том, где жить. Дело в том, чем и как жить, чьими болеть болями, чьими радоваться радостями». Так писал Белов о Тутунджан после открытия её первой персональной выставки в 1969 году.

Очевидно, что уже тогда зарождалась искренняя дружба двух художников – пера и кисти. Их объединяло стремление рассказать миру о простых людях, сохраняющих в своем сердце самые лучшие и светлые качества народного характера, о традициях жизни северного крестьянства.

Мир северной деревни с её печалями и радостями занимал важное место в творчестве Джанны Тутунджан. У каждого персонажа её картин был реальный прототип. «Какие-то необъяснимые чистота и целомудрие, любовь и горечь, сострадание и восхищение чувствуются в отношении художницы к этим людям…», – отмечал Василий Белов.

Особо писатель выделял полотно «Незабудки», оно, как отмечал Белов, «обладает той неуловимой прелестью, когда проникновенный лиризм незаметно переходит к глубинному философскому осмыслению жизни...». В 2017 году произведения Джанны Тутунджан были использованы в оформлении книги В. И. Белова «Повести», а картина «Незабудки» украсила обложку издания.

В фондах мемориального музея-квартиры писателя сохранились картины, подаренные Белову художницей. Одно из полотен – «Лютики» – Василий Иванович выбрал сам в мастерской Д. Т. Тутунджан. Эти цветы являлись любимыми полевыми цветами писателя. Белов, в свою очередь, подарил эту картину супруге, о чём говорит запись, сделанная художницей на обороте: «Оле».

Тутунджан посчитала выбор Белова слишком скромным и сделала писателю подарок сама. В 2002 году на юбилее Василия Ивановича в Вологодском драматическом театре художник вручила ему своё произведение «Дорога к дому». Картина посвящена автобиографическому рассказу Василия Белова «Иду домой». На полотне сохранилась дарственная надпись: «Василию Белову, чьи лучшие создания показывают миру суть российского человека, а душу современника поворачивают лицом к самому совершенному, что есть в истории народа! 23.Х.2002 г.».

Также на альбомах, подаренных писателю, Тутунджан оставляла свои добрые пожелания: «Очень дорогому Писателю и Человеку – Пусть светит! Джанна» (Альбом «Родниковая страна. Альбом-каталог юбилейной выставки Д. Т. Тутунджан». – Вологда, 2001 год), «Василию Белову, Любимому сыну России. Спасибо, что так пронзительно открываешь Миру Русскую душу! Джанна, август 2007» (Альбом «Птица-жизнь». – Вологда, 2007 год).

Дружба писателя и художника была очень тёплой. В 1972 году Джанна Тутунджан и Николай Баскаков поздравили семью Беловых с долгожданным рождением дочки. «Первая обутка – дочке Анютке! Счастья вам всем троим! По-хорошему завидуем. Коля и Джанна».

Тёплые отношения творческих людей длились всю жизнь. Его восхищали в ней искренность и талант, её – умение передать истинно русскую душув произведениях. «… настоящее искусство не нуждается в разговорах. Жаль только, что зачастую о таких художниках, как Джанна Тутунджан, столичная общественность узнает довольно поздно».

Проект «Беловский круг»

Теги: беловский круг, Джанна Тутунджан, Василий Белов
Музей-квартира Василия Белова

Новости по теме