Среди любимых женских рукоделий вязание крючком на протяжении многих десятилетий (если не столетий) занимает одно из первых мест. Занимает настолько прочно, что это даже нашло отражение в кинематографе и литературе. Ловко орудует крючком секретарша Вера из «Служебного романа», колдуя над созданием модного берета. «Никогда не сидела без дела» Шурочка из купринского «Поединка»: «все скатерти, салфеточки, абажуры и занавески в доме были связаны ее руками». В советское время вязаные ажурные аксессуары часто были самым доступным способом создать уют даже в крошечной комнате коммуналки, а кровать с кружевным подзором была украшением любого деревенского дома. Сейчас эти интерьерные украшения, скорее, милый атрибут прошлого, однако журналы по вязанию по-прежнему популярны, а мастерицы находят массу возможностей сделать вязаные вещи современными и модными.

Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Заведующая Музеем кружева Наталия Боева Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва Директор Центра ремесел Вера Манык Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева

На выставке «Всё связано» можно увидеть более полутора сотен вязаных изделий из собрания Вологодского музея-заповедника. Как отметила заведующая Музеем кружева Наталия Боева, вязаные вещи впервые так масштабно представлены в залах музея, где обычно экспонируется кружево плетеное. Сам факт того, что эти изделия хранятся в музейных фондах, говорит о многом. Во-первых, о том, что вязаное ажурное кружево – это искусство, а во-вторых, о том, что это яркий штрих к портрету эпохи: большинство этих вещей созданы в 1950-х. Однако вязание крючком – рукоделие на все времена: есть на выставке вещи и более ранние, рубежа XIX – ХХ веков, как, например, тонкое вязаные воротнички и манжеты из Швейцарии или крестьянские домотканые полотенца с вязаными вставками. Представлены в экспозиции и современные изделия: отделка связанным вручную кружевом украшает трикотажные костюмы машинного производства, а вязаные клатчи и сейчас можно смело брать с собой на торжество или в театр.

Вязальный крючок – предельно простой инструмент – в умелых руках способен создавать максимально сложные узоры, а научиться этому рукоделию при желании не так трудно. Директор Центра ремесел Вера Манык вспоминает, что в главных женских журналах советского времени, «Работнице» и «Крестьянке», обязательно были вкладыши со схемами и инструкциями для вязания, и связанные по ним вещи все носили с удовольствием. «Наша выставка обращает внимание не только на сами предметы, но и на семейные традиции, – подчеркивает Наталия Боева. – Ведь зачастую первым навыкам вязания девочку обучают старшие родственницы – мамы, бабушки, тёти, – и рукоделие буквально связывает разные поколения одной семьи». В 60-70-х моду на вязание «поддерживал» и дефицит: порой было проще сделать вещь своими руками, чем «достать» за деньги. Однако, как замечает Наталия Боева, ручное вязание – это не про экономию и бережливость: из-за времени и труда, которые на них потрачены, вязаные изделия «стоят» намного дороже, чем кажется на первый взгляд.

Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Желающие сфотографироваться в «уголке вязальщицы» нашлись сразу Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева Выставка «Всё связано» открылась в Музее кружева

«Эта выставка навевает мне воспоминания о бабушке, – поделился с собравшимися почетный гость открытия митрополит Вологодский и Кирилловский Савва. – Родители могут и поругать, а бабушка всегда пожалеет и поддержит. У кого-то ее образ ассоциируется с пирогами, а у кого-то с вязанием. Сейчас это замечательное искусство, к сожалению, исчезает, и хорошо, что открылась выставка, напоминающая о нем. Может быть, кого-то она вдохновит продолжить эту традицию».

Творчество и мастерство связывают не только поколения, но и города: с открытием выставки поздравил Оренбург, родина знаменитого промысла. Заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» Ирина Бушухина записала видеоприветствие, в котором рассказала о творческом соревновании вологодской кружевницы Виктории Ельфиной и оренбургской вязальщицы Ольги Фёдоровой: каждая из них выполнила изделие с названием «Снежинка», создав образ русской зимы на языке своего промысла.

Чтобы пробудить интерес к ручному ажурному вязанию, организаторы выставки используют интерьерный показ предметов: в нескольких витринах созданы фрагменты интерьеров, оформленных при помощи вязаных изделий. Этой же цели служит интерактивный «Уголок вязальщицы»: присев в уютное кресло под абажуром, можно связать фрагмент шарфа спицами и сделать фото на память. На выставке представлены не только музейные предметы, но и вещи из личных коллекций вологжан, которые сохранили их в память о родных или просто ради их красоты. Полюбоваться всеми этими изделиями можно до 20 февраля 2022 года.

Теги: Музей кружева, выставка, вязание
Светлана Гришина

Новости по теме