12+

Моноспектакль по неоконченному роману Достоевского появился в репертуаре Камерного драматического театра

С монодрамой «Неточка» в труппу вошла актриса Мария Иваненко: это ее первая работа на новой сцене, первый опыт постановки моноспектакля и первое обращение к Достоевскому. Для театра же этот писатель давно «свой»: сейчас в репертуаре КДТ есть спектакль «Всечеловеки. Made in Russia» по мотивам романа «Братья Карамазовы», а в творческом багаже – спектакли «Классика.ру» по повести «Белые ночи», «По поводу мокрого снега» по мотивам «Записок из подполья» и «Осколки Раскольникова».

Роман «Неточка Незванова» выбрала для постановки моноспектакля сама актриса. «Я прочла его залпом за два дня и сразу поняла, что это меня цепляет, – говорит Мария Иваненко. – Режиссер одобрил мой выбор, и дальше была огромная работа с текстом. Я погрузилась в исследование замыслов писателя, много читала о нем самом, о его книгах, об эпохе. Обнаружилось удивительное совпадение: публикация романа в журнале «Отечественные записки» прервалась 23 апреля 1849 года, когда Достоевского арестовали по делу петрашевцев, а 23 апреля – день моего рождения… Роман остался неоконченным, и это дает огромный простор для раздумий о том, как могла бы дальше сложиться жизнь героини».

«Неточка» – необычная история о жизни девочки, живущей фантазиями и мечтами. Она стойко переносит всё, что с ней происходит, а происходят с ней очень странные вещи. В начале повествования ей всего девять лет, и она живет в нищете, сама не понимая этого. Болезненные тяжелые взаимоотношения с матерью и отчимом – сейчас бы такое назвали жестокой манипуляцией – в итоге приводят к тому, что Неточка оказывается одна на улице. Попав в качестве воспитанницы сначала в один богатый дом, потом в другой, она изо всех сил пытается приспособиться к новым людям и новым условиям, порой даже в ущерб себе. Ей удается обрести новые привязанности, но каждая из них обрывается чужой волей, и всё подсказывает, что этот опыт неизбежно скажется на ее характере и на ее судьбе…

«Неточка меня поразила, – признается Мария Иваненко. – Сколько в ней искренней любви, стойкости, смелости!» Героиня взрослеет на глазах у зрителя – в финале ей «минуло 16 лет», и актриса одинаково убедительно играет и наивного доверчивого ребенка, и ершистого подростка, и юную девушку. Образ Неточки «подсвечен» и другими персонажами, которых в в романе немало – для каждого из них Мария Иваненко находит неповторимую интонацию, характерную черту, по которым зритель безошибочно узнает его.

«Монодрама – особый жанр, требующий от актера не только высокого мастерства, но и большой духовной работы: находиться на сцене в одиночку может только серьезная личность, – подчеркивает режиссер Яков Рубин. – Выбор текста для монодрамы – это всегда выбор артиста: ему предстоит долго жить с этим, и материал должен будить творческую энергию. В случае с «Неточкой» выбор актрисы совпал с моей любовью к Достоевскому. Работая над спектаклем, я в очередной раз поразился тому, насколько современен его язык – как будто это написано совсем недавно! Нам не пришлось ничего «осовременивать». Но у Достоевского история Неточки не закончена, и мы сами додумывали, куда приведет героиню ее «нет».

Огромную роль в спектакле играет музыка: хотя музыкальное сопровождение действия отсутствует, она «звучит» в самих героях. Отчим Неточки – опустившийся человек, сраженный неудачами – профессиональный скрипач. Он лелеет несбыточную мечту о признании, и девочка поневоле проникается ею. Сама Неточка тоже очень музыкальна – обладает незаурядными вокальными данными, которые пытается развивать одна из ее попечительниц. И в этот момент зритель полностью убеждается в неслучайности выбора материала для постановки: у Марии Иваненко прекрасный голос.

«Профессионального музыкального образования у меня нет, но в своем родном Новодвинске я училась в музыкальной школе по классу академического вокала, – рассказывает актриса. – Причем пришла я туда сама, лет в 12, в середине учебного года: сказала, что хочу петь – меня послушали и взяли. Я и сама немного пишу песни – фрагмент одной из них звучит в финале».

В спектакле звучит и необычный музыкальный инструмент – вотерфон. Когда в ходе репетиций возникла идея как-то «озвучить» переживания героини, это название поисковик выдал как ответ на запрос «самые странные музыкальные инструменты». Вотерфон представляет собой металлическую чашу-резонатор, в которую наливается вода, а звук извлекается смычком, которым водят по прикрепленным к чаше стальным стержням. Для спектакля такой инструмент был изготовлен вручную.

Финал моноспектакля окажется неожиданным для зрителя, но, с точки зрения режиссера и актрисы, он продиктован логикой развития характера героини. «Будучи детьми, мы всех любим, всех принимаем, ко всем относимся хорошо, но постепенно «да», которое мы говорим всему миру, превращается в «нет», – рассуждает Мария Иваненко. – Рассказывая историю Неточки, я пытаюсь объяснить, что ее к этому привело, и представить, какой будет ее дальнейшая судьба».

Светлана Гришина