12+

«В руках бы подержать ее, вологодскую снежинку...» Рассказываем о зимних произведениях в Музее кружева

Вологодское кружево часто сравнивают с застывшими красками северной зимы, с тонкими причудливыми узорами на стеклах и нетающим инеем. Особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность и белизна материала создают ощущение настоящей зимней сказки. В мир этой зимы – изящной и кружевной – можно попасть, прогулявшись по Музею кружева. Рассказываем о главных зимних экспонатах.

Скатерть «Снежинка». Фрагмент Скатерть «Снежинка» Скатерть «Снежинка». Фрагмент Скатерть «Снежинка». Фрагмент Скатерть «Снежинка». Фрагмент Скатерть «Снежинка». Фрагмент Виктория Ельфина. Скатерть «Снежинка», 1959. Изображение Музея кружева Виктория Ельфина

Скатерть «Снежинка», 1959. Виктория Ельфина

Скатерть «Снежинка» по праву считается символом вологодского кружевного промысла. Над техническим рисунком будущего изделия Виктория Ельфина работала четыре месяца. «Я тогда ни о чем не могла думать, всё о ней, – писала она в дневнике. – В руках бы подержать ее, вологодскую снежинку...»

Два месяца 25 кружевниц вместе выплетали небывалую по тем временам трехметровую в диаметре льняную скатерть. «Когда сплели, кинули «Снежинку» на круглый стол и сами ахнули: просто чудо, а не скатерть!» – вспоминала художник по кружеву Капитолина Исакова. Позже вологодское кружевное объединение, созданное в 1964 году, получило название «Снежинка».

Виктория Ельфина приехала на Вологодчину по распределению после окончания Московского училища имени М. И. Калинина в 1952 году. Работала художником в Вологодском кружевном объединении, а в 1973 году возглавила его творческую лабораторию. Создала более 600 работ, среди которых мерные кружева, предметы женской одежды и уникальные выставочные экспонаты.

«Околдовало меня кружево. Вот уже более двух десятков лет держит оно меня в плену. Впрочем, теперь-то уж не убегу от него – вологжанкой стала, полюбила и землю вологодскую, и людей, под стать они кружеву, что-то удивительно доброе, светлое в характерах...», – говорила она в интервью газете  «Красный Север» (1975).

13 точных копий знаменитой «Снежинки», созданные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира. Экземпляр скатерти, который украшает главную экспозицию Музея кружева, выполнили на кружевной фабрике в 1981 году. Вологодский музей приобрел ее за 4400 рублей.

Эта скатерть до сих пор остается непревзойденной по гармоничному соотношению масштаба больших и мелких мотивов, равновесию частей узора и фона. Орнамент скатерти складывается из множества снежинок различной формы и размера.

Скатерть «Метелица». Фрагмент Ангелина Ракчеева. Скатерть «Метелица». Скатерть «Метелица». Фрагмент Скатерть «Метелица». Фрагмент Скатерть «Метелица». Фрагмент Скатерть «Метелица». Фрагмент Скатерть «Метелица». Фрагмент Скатерть «Метелица». Фрагмент Ангелина Ракчеева. Скатерть «Метелица». Изображение Музея кружева Ангелина Ракчеева. Фото Музея Кружева

Скатерть «Метелица», 1983. Ангелина Ракчеева

Круглая скатерть «Метелица» – одно из самых известных произведений художника по кружеву Ангелины Ракчеевой, которая при создании изделий часто обращалась к фольклорным сюжетам, народным песням, праздникам и лирическим образам природы.

«Поэтический, песенный образ метели впервые воплотился в кружеве, что стало новым подходом к решению темы зимней природы, в вологодском кружеве традиционно передаваемой в виде заснеженных елей, падающих снежинок», – так оценивали новаторство кружевницы.

В узорах этой скатерти воплощен образ метели, который близок северянам по народным сказкам. Множество снежинок кружатся в танце снежной вьюги, а рядом с ними словно танцуют женские фигуры, которые напоминают и Снегурочку, и Госпожу Метелицу. Особую красоту скатерти придают причудливые изгибы фантастических ветвей, напоминающие узоры на замороженных стеклах.

«Порой спрашивают, где я черпала вдохновение. Собственно говоря, везде. Очень люблю природу. А в случае с «Метелицей» вообще интересно получилось – идея пришла во сне. В 1982 году нам дали задание нарисовать скатерть на выставку. И вот ходишь с одной мыслью, держишь в голове только это. И мне приснился сон: танцуют девушки, а вокруг метет метель, настоящая пурга. И голос вдалеке: «Ах, какой кружевной танец». Я решила это изобразить. Могу назвать эту скатерть одной из главных своих работ», – вспоминала Ангелина Ракчеева. Первый экземпляр скатерти плели 26 кружевниц в течение месяца.

В композициях Ангелины Ракчеевой фоновые решетки всегда тщательно проработаны, разнообразны и иногда не менее важны, чем основной узор. В скатерти «Метелица» фон приобретает роль второго узора, образующего в центре скатерти огромную снежинку.

Скатерть «Белочка». Фрагмент Анна Кораблева. Скатерть «Белочка» Скатерть «Белочка». Фрагмент

Скатерть «Белочка», 1957. Анна Кораблева

Анна Кораблева работала в Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности. Кружевная лаборатория института создавала новые образцы кружева, готовила сколки, проводила обучение мастеров, организовывала выставки. Анна Кораблева посвятила кружеву более 40 лет. Она сотрудничала с кружевницами Вологды, Ельца, Кирова, Киришей и изучала характерные особенности промысла в каждом регионе. Больше всего Анна Кораблева работала с Вологдой, и многие ее авторские работы выплетали именно здесь, в том числе скатерть «Белочка».

Композиция скатерти строго центрическая, орнамент состоит из чередующихся стилизованных изображений белочек и елочек, идущих каймой по краю, а всё центральное поле скатерти занимают ажурные решетки, создающие впечатление падающего снега.

«В то время художникам хотелось применить в кружеве новаторский подход, добавить изобразительные мотивы, и в этом плане скатерть «Белочка» очень показательна. Кроме того, у произведения очень интересная серединка, которая ассоциируется с сильным снегопадом, когда снег ложится очень тяжелыми хлопьями. Получается самый настоящий зимний сказочный лес. Работа, с одной стороны камерная, тихая а с другой – очень красивая и объемная», – отмечают в Музее кружева.

Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Капитолина Исакова. Скатерть «Северное сияние» Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Скатерть «Северное сияние». Фрагмент Капитолина Исакова. Фото предоставлено Музеем кружева

Скатерть «Северное сияние», 1961. Капитолина Исакова.

«Северное сияние» выплетено из отбеленного льна на Вологодской кружевной фабрике в 1961 году. К этому времени круглые скатерти прочно вошли в ассортимент кружевного промысла. В работах потомственной вологодской кружевницы Капитолины Исаковой впервые появились условные изображения пейзажа, фигуры животных. Так она создавала собственный поэтический образ северной зимы.

В центре скатерти – изображение северного сияния с лучами различной высоты. По краю – стилизованные изображения оленей и елочек. При этом фигуры оленей выплетены отдельно, а елочки вплетены в общую линию контура.

«Ощущение ясного морозного дня создается благодаря тому, что фоновая решетка почти не заполнена насновками. У зрителя возникает ощущение, что светит солнце, очень холодно, а с неба падают редкие искрящиеся снежинки».   

Капитолина Исакова известна не только как талантливый художник по кружеву, но еще и как автор первого учебника по технологии кружевоплетения. Книга была издана в 1958 году.

Эльза Хумала. Блуза «Иней» Блуза «Иней». Фрагмент Эльза Хумала. Блуза «Иней» Блуза «Иней». Фрагмент Эльза Хумала. Блуза «Иней» Блуза «Иней». Фрагмент Блуза «Иней». Фрагмент Блуза «Иней». Фрагмент Эльза Хумала. Изображение предоставлено Музеем кружева

Блуза «Иней», 1971. Эльза Хумала.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов вологодские художники по кружеву стали сотрудничать с домами моды Москвы и Ленинграда. Очень часто выплетались пелерины, палантины, воротнички, шарфы. Особенно любила работать над подобными вещами Эльза Хумала. Она сама признавалась, что, несмотря на участие в создании выставочных изделий, с бóльшим удовольствием работает над «образцами, которые идут в жизнь, которые носят женщины».

Хумала первой среди вологодских художников обратилась к форме блузы с короткими широкими рукавами и нарядным воротником-отворотом. В экспозиции Музея кружева особое место занимает блуза «Иней», созданная по ее рисунку. Ажурные рукава с легкими снежинками контрастируют с плетенковым заполнением передних полочек, где изображены круглые стилизованные цветы.

Эльза Хумала трудилась над эскизами нарядов для известной советской актрисы Руфины Нифонтовой, певицы Эдиты Пьехи. Работала над подготовкой выставочных образцов одежды для всесоюзных и всемирных выставок. По ее рисункам было изготовлено множество изделий массового выпуска. Тысячи женщин в Советском Союзе украшали себя кружевом, созданным по ее сколкам.

***

Редакция cultinfo благодарит Музей кружева за предоставленные материалы.

Редакция cultinfo