Еще один памятник культурного наследия отреставрирован в Вологде – почти семь лет с перерывами длилась реставрация Дома купца Бурлова в самом центре областной столицы, на улице Октябрьской, 11. Многие вологжане наблюдали за процессом преображения здания и гадали, что в нем будет в дальнейшем.

На сегодняшний день в Доме Бурлова планируют создать культурно-выставочное пространство «Дом вологодского масла». Экспозиция будет посвящена истории возникновения маслоделия в северных регионах России с допетровского времени. Эволюцию производственных технологий представят через интерактивные экспонаты: новый музей предполагает взаимодействие со всеми органами чувств. Посетители смогут почувствовать запах вологодских трав в аромаколпаках, подоят механическую корову и попробуют свои силы на интерактивной маслобойке.

Само по себе здание тоже можно назвать экспонатом. Дом является объектом культурного наследия регионального значения. Изначально на месте существующего дома стоял другой – меньше по размеру. В 90-е годы XIX века имение на пересечении улиц Обуховской-Дворянской (Октябрьская) и Власьевской (Челюскинцев)  состояло из деревянного дома, флигеля и хозяйственных построек. На тот момент усадьба принадлежала вдове коллежского советника Варваре Васильевой.

Краевед Игорь Воронин на основе архивных данных предполагает, что нынешний дом был построен в период в 1901-1902 году уже новым владельцем: в 1901 году имение Васильевой приобрел кадниковский купец Александр Бурлов – сын купца второй гильдии Якова Бурлова. Семья владела двумя кожевенными заводами в Вологде и тремя маслодельными заводами в Тотемском и Кадниковском уездах.  Предприятия Бурловых в Вологде составляли 12% промышленного производства города.

На своем участке Александр Яковлевич также возвел двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте (не сохранился). В 1910 году оба здания купец продает Вологодскому уездному земству – по сути, местной администрации, занимающейся хозяйственными делами уезда.

После революции в одноэтажном доме располагался губернский комитет партии большевиков, а затем разные общественные учреждения. В наши дни дом приобрел предприниматель Игорь Смирнов, которому также принадлежит бывшая городская амбулатория на Чернышевского, 58 и ряд исторических зданий в центре города.

К восстановлению дома Бурлова в 2016 году приступила череповецкая компания «Электра». Памятник площадью 1010 квадратных метров преподнес реставраторам немало сюрпризов. По словам директора компании, реставратора первой категории Константина Смирнова, непосредственно реставрационных работ на объекте было проведено не так много – больше сил и средств ушло на противоаварийные работы, которые длились первые два года, и приспособление объекта к современному использованию.

В первую очередь внимание уделили подвалу и крыше. Подвал в прошлом дважды подвергался переделке. Когда реставраторы проникли внутрь, часть дверных проемов была заложена, остальное засыпано грунтом и мусором. Местами передвигаться приходилось буквально на четвереньках. Из-за подтоплений приходилось постоянно откачивать воду.

Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова в процессе реставрации. Фото из архива Константина Смирнова Подвал дома Бурлова после реставрации. Подвал дома Бурлова после реставрации. Подвал дома Бурлова после реставрации. Подвал дома Бурлова после реставрации. Подвал дома Бурлова после реставрации.

Подвал углубили и укрепили. Чтобы не разбирать весь дом, применялся метод лифтинга (здание приподнимали при помощи специальных устройств), вдоль стен рыли траншеи, перебирали и усиливали фундамент по частям, меняли сгнившие бревна.

Теперь внизу – просторные залы, в которых в будущем разместится ресторан. Родная кирпичная кладка и бутовый фундамент стали частью интерьера. Греть гостей будет настоящий камин с изразцами: реставраторы собрали его из руин, найденных в подвале. В целях пожарной безопасности от камина через печь на втором этаже был проложен дымоход из нержавеющей стали. Под полом сделана гидроизоляция, работает система дренажа, которая автоматически сбрасывает прибывающую воду в ливневую канализацию. В будущий ресторан ведет вход с улицы: там он располагался исторически.

Не меньше забот и открытий принесла крыша. По словам реставратора, таким просторным чердаком не может похвастаться даже усадьба Гальских. Здесь планируют организовать коворкинг. Исторически чердак использовался для складирования различной утвари.

Крыша дома Бурлова в процессе реставрационных работ. Фото из архива Константина Смирнова Крыша дома Бурлова в процессе реставрационных работ. Фото из архива Константина Смирнова Крыша дома Бурлова в процессе реставрационных работ. Фото из архива Константина Смирнова Крыша и чердак дома Бурлова после реставрации Крыша и чердак дома Бурлова после реставрации Крыша и чердак дома Бурлова после реставрации Крыша и чердак дома Бурлова после реставрации

Особый интерес представляют балки и стропила кровли: они являются образцами конструктивизма конца XIX – начала ХХ века.

«Мы видим размах помещения и ни одной подпорки. Современные проектировщики скажут, что подобные конструкции нужно делать из металла, бетона с подпорными столбами. А конструктивизм того времени, навыки мастеров и подбор материала позволяли такие немаленькие помещения раскрыть в полном объеме. Деревянная конструкция работает и несет большие нагрузки», – отмечает Константин Смирнов.

Подлинные конструкции кровли были сохранены. Стропила протезировали на месте, не разбирая. На время работ над родной крышей была сооружена временная на полтора метра выше. Зимой 2019 года под давлением снега временная кровля обрушилась на настоящую, только что отреставрированную и… не нанесла никаких повреждений, хотя удар под весом нескольких тонн снега был сильным.

На чердак вела узкая крутая лестница. Она не соответствовала бы правилам пожарной безопасности, не говоря уже о рисках получения травм. Это сподвигло реставраторов на нестандартный шаг: создание лестницы в стиле хай-тек, которая соединила подвал, первый этаж и чердак.

«Сделать лестницу наподобие образцов начала ХХ века было бы подделкой. Мы не искажаем факты – мы показываем, что ее не было, и она появилась уже в наше время – металлическая и надежная», – объясняет Константин Смирнов.

О родной лестнице сейчас напоминает декоративное окно, сохраненное на месте, куда она выходила.

В доме сохранились изразцовые печи. Они полностью восстановлены, но выполняют чисто декоративную функцию и не топятся. Когда реставраторы вскрыли поверхность одной из них, внутри оказались две топки, печные и вентиляционные каналы, вьюшки (задвижка для дымохода) и металлические конструкции для изразцов.

«Проще всего взять и заложить всё кирпичом, облицевать изразцами. Но мы решили не закрывать, а показать, как были устроены печи того времени. Снизу шел холодный воздух, он пропускался через керамические трубки и выходил нагретым. Таким образом осуществлялась циркуляция воздуха в помещении и достигалась максимальная теплоотдача печи», – рассказывает реставратор.

«Изнанка» печи сохранена в том виде, в каком ее нашли – лишь обработана и покрыта обеспыливающими материалами. Получился так называемый «экспонируемый зондаж».

Первый этаж дома Бурлова после реставрации В доме сохранились родные печи В доме сохранились родные печи В доме сохранились родные печи В доме сохранились родные печи Любопытная деталь - стальные дверные ручки тоже сохранились со времен первых владельцев дома. Обычно в те времена использовались латунные. Окно на месте первого входа на чердак

Больше всего вопросов у вологжан вызывают фасады дома Бурлова. Многим памятны его некогда голубые стены и белые наличники. Теперь же краска на них отсутствует, но если приглядеться, можно обнаружить следы изначального цвета здания – малахитового.

Аттик после реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. Аттик после реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. Аттик после реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. Детали аттика вырезались по шаблону, снятому с оригинала в масштабе 1:1. Фото из архива Константина Смирнова. Аттик после реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. Аттик до реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. Аттик после реставрации. Фото из архива Константина Смирнова. При вскрытии обнаружилось, что оригинальные аттики полностью сгнили и восстановлению не подлежат. Фото из архива Константина Смирнова. При вскрытии обнаружилось, что оригинальные аттики полностью сгнили и восстановлению не подлежат. Фото из архива Константина Смирнова.

«Когда мы сделали первые пробные расчистки, мы поняли, что родной цвет фасада нам никаким спектроанализатором не подобрать. Раньше не было компьютерной колеровки. В бочку добавляли колорант (в то время – окись железа, окись меди, окись свинца, уголь, которые давали желтый, красный, терракотовый и зеленый цвета). В каких пропорциях их замешивали, никто не знает. Как только одна порция заканчивалась, в следующий раз могли замешать по-другому. Соответственно, и цвет получался неоднородный. Поэтому мы приняли решение не закрашивать фасады современными красками, а провести комплекс консервационных работ», – говорит Константин Смирнов.

В Вологде это первый пример подобной подачи фасада после проведенной реставрации. По словам руководителя работ, это позволяет показать аутентичность элементов и методы мастеров прошлого. В отсутствие цвета внимание зрителя концентрируется на резных украшениях. Нижняя часть дома не уцелела, и в этом месте обшивка обновлена полностью. В остальном на фасадах сохранены родные материалы, утраты декоративных элементов не восполнялись. Карнизы, наличники, пилястры были расчищены и покрыты известковыми красками и натуральными маслами.

Подобные консервационные работы потребовали больших затрат, но собственник сознательно пошел на этот шаг.

Тот же подход применялся и внутри дома. Стены комнат были оштукатурены в те времена, когда там располагался губком РКП(б). При первых хозяевах на месте штукатурки красовались обои, фрагменты которых нашли реставраторы. Однако восстановить их не представляется возможным, воссоздать – тоже, так как подобных материалов уже не достать. Тогда было принято решение снять слои штукатурки и оставить на виду следы дранки, а сами стены вычистить и законсервировать натуральными маслами.

Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации Фасады дома Бурлова после реставрации

Восстановлены и аутентичные ворота, на которых когда-то были вензеля с инициалами Александра Бурлова. До наших дней они не дошли.

«Задача архитектора-реставратора – увидеть потенциал объекта и максимально раскрыть его. Грамотно отреставрированный памятник вовлекает человека, как современные 3D и 4D-фильмы. Только вместо спецэффектов внимание зрителя должно быть сосредоточено на элементах архитектуры и интерьера. Удачный проект приспособления дает возможность посетителю увидеть не просто красивое здание, но задуматься над тем, как оно сделано, – посмотреть на объект глазами зодчего, оценить труд мастеров и особенности старинных технологий», – отмечает руководитель реставрационных работ Константин Смирнов. 

«Дом Вологодского масла» в отреставрированном Доме купца Бурлова, по предварительным данным, откроет двери посетителям в следующем году. Работы по созданию экспозиции разделены на три этапа. Завершить их, согласно проектной документации, размещенной на сайте госзакупок, планируется в марте 2023 года.

Теги: реставрация, дом бурлова, Константин Смирнов
Алина Махлина

Новости по теме