12+

«Это вынужденная, но временная мера»: руководители вологодских школ искусств рассказывают, как дети учатся дистанционно

С 31 января в Вологодской области временно приостановлена работа учреждений дополнительного образования. Это решение принято в связи с быстрым ростом заболеваемости COVID-19: сейчас ежедневно регистрируется более тысячи заболевших, участились случаи заболевания и госпитализации детей. Временный запрет на очную работу касается программ в области спорта, культуры, искусства и развлечений, предоставляемых государственными, муниципальными и частными образовательными организациями.

Конечно, принятые меры осложняют образовательный процесс, выстроенный в расчете на личный контакт преподавателей и учеников. Однако педагоги находят возможность продолжать занятия дистанционно, а родители и дети выражают готовность приспособиться к новым условиям и дождаться момента, когда ситуация стабилизируется и можно будет вернуться к привычной жизни.

В этот раз выход на «дистанционку» все участники процесса восприняли легче, чем весной 2020 года, когда необходимость перенести всю работу в интернет оказалась настоящим стрессом.

Учитывая наработанный опыт, преподаватели музыкальных дисциплин организуют занятия так, как того требует специфика различных предметов. Используя разные каналы связи с учениками и разные формы контроля за выполнением заданий, педагоги стараются свести к минимуму недостатки дистанционной формы обучения.

«Наши преподаватели пользуются различными способами коммуникации, – говорит Ольга Струментова, директор Детской музыкальной школы № 4. – Те, кому удобно вести урок в режиме реального времени, общаются с учениками через WhatsApp или по зуму именно в то время, когда стоит урок по расписанию. Кто-то дает ученику подробное задание, а тот выполняет, записывает видео на телефон и присылает учителю, а потом они вместе разбирают запись, анализируют ошибки и решают, что делать дальше. Ведутся не только индивидуальные занятия: в зуме проводит репетиции даже наш оркестр русских народных инструментов».

У художественного образования – своя специфика: на выполнение большинства заданий требуется не одно занятие, а оценить его результат по фотографии на мониторе непросто. Но педагоги-художники и их ученики быстро приспособились к общению на расстоянии. Методику реализации образовательных программ адаптировали к ситуации таким образом, чтобы временная работа в дистанционном формате в итоге не повлияла негативно на качество образования.

«В Художественной школе имени В.Н. Корбакова первый опыт дистанционного обучения был приобретен еще в 2018 году, – рассказывает директор школы Наталья Кулижникова. – Многие преподаватели курировали выполнение домашних заданий в электронном формате: дети присылали фотографии поэтапного выполнения работ по электронной почте или через социальные сети. Поэтому и весной 2020 года, и сейчас все преподаватели быстро организовали удаленное общение с учениками – создали сообщества ВКонтакте, в приложениях WhatsApp и Viber. Обучающиеся уже обладают основными навыками, владеют техникой изобразительного творчества – используя эти умения, они следуют наставлениям педагогов. В дополнительных программах также предусмотрены часы для самостоятельной работы, которую дети могут выполнять в домашних условиях, при этом каждый из них находится в постоянном контакте с преподавателем».

Полностью перешли на дистант педагоги всех направлений Великоустюгской детской школы искусств: групповые занятия ведутся на платформе ZOOM, индивидуальные уроки проводятся через различные приложения, и расписание работы при этом не изменилось. Как рассказывает директор ДШИ Екатерина Кабакова, оба здания школы оборудованы беспроводным интернетом, и преподаватели ведут занятия, используя телефоны, планшеты или ноутбуки.

Разные способы организации дистанционного обучения практикуют и педагоги вологодского Центра дополнительного образования детей. Ребята, которые занимаются декоративно-прикладным  и изобразительным искусством, забрали домой начатые работы и доделывают их, консультируясь у педагогов в соцсетях или мессенджерах. Для занятий по хореографии специально записываются видеоуроки, группы по вокалу и английскому проводят занятия онлайн. Удаленка не предлагается только малышам 4-5 лет, но и им дано задание – выполнять дома гимнастику, которую они разучили уже с преподавателем.

«Методика дистанционного обучения у нас уже отработана, и сегодня педагоги спокойно относятся к необходимости преподавать в таком режиме, – комментирует Елена Кустова, директор ЦДО. – Все понимают, что это временная мера, и стараются сделать всё, чтобы учебный процесс не прервался. Детей, которые занимаются на платной основе, мы подключаем в беседы для тех, кто учится бесплатно, и денег за это не берем – для нас очень важно, чтобы ребята не чувствовали себя оставленными без внимания и не теряли интереса к творчеству».

Недостатки и трудности дистанционного обучения никто не отрицает. Детям непросто учиться удаленно – они получают лишь самые необходимые базовые знания, но не могут, например, сравнить свою работу с работами сверстников или вживую пообщаться с педагогом. Не радует и то, что нужно много времени проводить за компьютером, а ведь многие классы общеобразовательных школ тоже выведены на дистант – в результате может оказаться, что ребенок почти весь день смотрит в монитор. Не лучшим образом сказывается удаленка на постановочной деятельности: поставить хореографический номер в таком формате невозможно.

Тем не менее, педагоги и большинство родителей с пониманием встретили решение о переводе учреждений дополнительного образования на дистанционный режим работы. Директор вологодской ДМШ № 4 с благодарностью рассказывает о родителях, которые, едва узнав о дистанционке, приехали в школу за инструментами, на которых играют участники оркестра русских народных инструментов, и развезли их по домам – поэтому у оркестрантов и появилась возможность репетировать в ZOOM.

«Мы боялись, что будет негатив со стороны родителей, но они сразу вошли в положение и помогают педагогам, понимая, что всем надо пережить этот сложный период, не потеряв навыки, – говорит Ольга Струментова. – Конечно, мы понимаем, что дистант – это вынужденная временная мера, которая будет действовать, пока педагоги и дети массово болеют. В  таком тонком деле, как музыка, важен непосредственный контакт, особенно для малышей, которым нужно ставить руку на инструменте, объяснять, показывать. Это относится и к любому другому творчеству. Поэтому мы очень ждем спада заболеваемости и возвращения детей и педагогов в школу».

Редакция cultinfo.ru