Открытие движения по узкоколейной железной дороге Ярославль – Данилов – Вологда состоялось 20 июня 1872 года. В этот же день было открыто первое деревянное узкоколейное паровозное депо Вологда, станция и деревянный вокзал на пересечении улиц Фроловской (ныне улица Чехова) и Малой Козлёнской (ныне улица Первомайская). По новой железнодорожной линии пошли узкоколейные паровозы серии В английской постройки.

Деревянное здание паровозного депо не сохранилось, но сохранилось второе, каменное здание депо узкой колеи, построенное в 1890-х годах и ныне находящееся на территории Вологодского вагонного депо. Здание и сейчас функционирует – там располагается один из цехов депо. Третье, ныне действующее здание локомотивного (тогда паровозного) депо Вологда для паровозов современной широкой колеи на современной улице Можайского было возведено в 1905–1906 годах при постройке линии Санкт-Петербург – Вологда – Вятка. Новая станция Вологда – город (современная Вологда – I) и ныне действующий каменный вокзал были построены к августу 1896 года, к моменту открытия движения поездов на Архангельск.

За обеспечение фронтовых перевозок в годы Великой отечественной войны локомотивное депо Вологда в 1985 году Указом Президиума Верховного совета СССР было награждено орденом Отечественной войны I степени. Это единственное депо на сети дорог СССР, награжденное этим орденом. Орден хранится в Музее истории локомотивных депо Вологда – Лоста.

Первый музей при депо в Вологде был основан в 1973 году, находился в здании клуба депо и функционировал до начала 2000-х годов. В начале 2000-х годов он закрылся, а новый, восстановленный музей был открыт в 2009 году в здании цеха эксплуатации локомотивного депо на ул. Можайского, 15а. Руководит музеем Андрей Васильев, в прошлом – машинист депо Вологда. Его трудовой стаж на железной дороге – свыше 30 лет, а историей железнодорожного транспорта он занимается более 55 лет.

В Музее истории локомотивных депо Вологда – Лоста представлены фотографии, документы и экспонаты, рассказывающие об истории не только вологодского предприятия, но и железнодорожного транспорта в целом. В открытом доступе – более 100 экспонатов. В 39 витринах представлены около 900 фотографий и документов. В экспозиции имеются модели локомотивов, макет части кабины машиниста. Материалы для музея собирали по крупицам работники Вологодской железной дороги, ветераны, просто неравнодушные люди. В музее проходят экскурсии для учащихся железнодорожного и транспортно-индустриального техникумов, курсантов Северного учебного центра профессиональных квалификаций, школьников, работников железной дороги и всех желающих.

За дополнительной информацией можно обратиться к руководителю музея Андрею Александровичу Васильеву, тел.: 8-921-120-51-10.


Теги: Музей истории локомотивных депо, музей, экскурсия, туризм, краеведение
Редакция cultinfo.ru по информации Музея истории локомотивных депо

Новости по теме