12+

«Театр вопреки всему остается пространством разных идей»: театральные критики высказались о спектаклях фестиваля премьер ВОТ

Разговор о премьерах, представленных на сценах театров Вологды и Череповца с 2019 по 2021 год, прошел на конференции «Вологодские театры в контексте современного российского театрального процесса», которая завершила фестиваль ВОТ – Вологодский Областной Театральный. Приглашенные критики и театроведы отсмотрели и обсудили 15 спектаклей восьми театров, дав каждому из них профессиональную оценку и выявив наиболее удачные работы. О победителях фестиваля станет известно позже – их назовут в Международный день театра 27 марта, а выступления на конференции касались общего впечатления от театральной ситуации в двух крупнейших городах области.

Серьезный разговор о спектакле возможен только тогда, когда есть двусторонняя заинтересованность, когда у театра есть потребность взглянуть на себя со стороны, убежден председатель жюри фестиваля театральный критик Владимир Спешков (Челябинск): «У нас огромная театральная страна, многие из нас регулярно работают в экспертных советах самых разных театральных фестивалей. Мы знаем, какая она разная, эта театральная держава, но есть и то, что объединяет театральное сообщество, есть общие тенденции, и они интересно отразились в фестивале ВОТ».

Анализируя афишу фестиваля, театровед Светлана Патапенко (Вологда) отметила, что большинство представленных в ней спектаклей – 9 из 15 – поставлены на классическом материале: «Усиление в репертуаре позиций классики – характерная черта современного театрального процесса. Классическая пьеса служит для демонстрации фирменного сценического стиля театра, для воплощения важной для режиссера проблематики, позволяет окунуться в стихию карнавальности. На камерной сцене классика становится основой для напряженной интеллектуальной работы, позволяет говорить о темах, набравших актуальность в последнее время: о столкновении человека с машиной подавления, об индивидуальности и воле». В спектаклях по пьесам, написанным в XXI веке, как отмечает Светлана Патапенко, звучит мотив маргинализации человеческого существования и обострения цивилизационного кризиса, а весь фестивальный репертуар объединяют размышления о зависимости человека от неладно устроенного социума, мира и собственных страстей.

Большие репертуарные государственные театры по традиции во многом определяют театральную атмосферу региона, при этом каждый из них проходит собственный, порой очень непростой путь развития. По мнению критика Ольги Романцовой (Москва), средоточием театральной жизни Вологды является Театр для детей и молодежи: его художественному руководителю, народному артисту России Борису Гранатову удаются и крупные сценические формы, и тонкий психологизм. Вологодскому драматическому театру, как считает Владимир Спешков, необходим творческий лидер, который будет хорошо чувствовать артистов. Важный этап своей истории переживает сейчас Череповецкий театр для детей и молодежи, из любительского коллектива становящийся профессиональным, а сценические эксперименты Камерного театра Череповца говорят  о большой внутренней работе труппы.

В Вологде работают 4 независимых театра эту ситуацию члены жюри единогласно признали уникальной – и спектакли каждого из них вошли в программу фестиваля. С точки зрения Ольги Романцовой, главные направления работы независимых театров – освоение незнакомых текстов, неприспособленных для театра пространств и интерактивное общение со зрителем. В этом смысле интерес вызывают работы режиссера Камерного драматического театра Якова Рубина, ощутимо повлиявшие на театральный процесс города, работы актеров ТЮЗа Андрея Камендова и Василия Лимонова, выступающих в роли режиссеров на разных сценических площадках. Критик Ирина Азеева (Ярославль) подчеркивает, что рождение новых театральных коллективов вызвано в первую очередь не стремлением актеров заработать, а поиском новых возможностей для творческого высказывания. Именно об этом – каждый по-своему – говорит опыт «Своего театра» заслуженного артиста России Всеволода Чубенко, ОккервильТеатра и Театра-кабаре «АртРеприза». Для сегодняшнего независимого театра, подчеркивает Ирина Азеева, важно иметь гражданскую позицию и быть предельно честным со зрителем.

Царящую в Вологде атмосферу сотрудничества между театрами отметил критик Александр Вислов (Москва): «Я много езжу по регионам – и нигде не видел такой потрясающей творческой активности артиста. За время фестиваля многие актеры успели показать нам совершенно разные роли в разных театральных проектах. Поразила и афиша Дома актера – богатая, содержательная и интересная. Понятно, что это не гонка за заработком – во многих других местах это совсем не так».

Отдельного разговора оказалась достойна вологодская театральная публика. «В ТЮЗе на спектакле «Старые песни о нас» мы не знали, куда смотреть – на сцену или в зал, – признается Владимир Спешков. – Это были два отдельных «спектакля». Живая реакция зала, то, что зрители приходят на спектакль по многу раз – это бесценно. На фестивале мы наблюдали не только очень внимательную, но и очень разную публику, которая идет в театр за разными впечатлениями. И это то, чем ценен современный театр: вопреки всему он остается пространством разных идей». С этим согласен и Александр Вислов: по его мнению, новое поколение зрителей идет в театр не за развлечением – они готовы к тому, что увиденное на сцене вызовет дискомфорт, будет будоражить и «царапать». Именно это дает зрителям возможность получить ответы на встающие перед ними вопросы.

Светлана Гришина