12+

Картину «Охотино» Константина Коровина представляет проект «Арт-мозаика»

Проект «Арт-мозаика» представляет один из ярких экспонатов Шаламовского дома Вологодской картинной галереи – подписной и датированный 1912 годом пейзаж «Охотино»  знаменитого художника Константина Коровина.

Эта работа интересна еще и тем, что изображенный на нем сельский дом чудом дожил до наших дней. Расположен он в деревне Охотино Переяславского района Ярославской области, благодаря усилиям местных энтузиастов передан в 2015 году в муниципальную собственность. Музей еще в стадии становления, но его можно посетить и увидеть представленные в интерьере репродукции картин художника, в том числе и работы «Девушки с гитарой» (1916), которая также находится в коллекции Вологодской областной картинной галереи.

В жизни автора картины, Константина Коровина, Охотино сыграло важную роль. Находясь в эмиграции в Париже, художник, с любовью вспоминая об этом дорогом для него уголке русской земли, писал: «Душой я живу в Охотине». Он называл его «раем на земле» и в течение многих лет ездил туда отдыхать и работать, там он создал большое количество этюдов и полотен. Землю в Охотино Коровин купил в 1897 году у Саввы Мамонтова и построил себе деревянный дом с мастерской, куда часто приезжали в гости его друзья и коллеги.  «Не было конца выдумкам, шуткам, смеху в дни летнего отдыха, проводимого вместе с Коровиным, Шаляпиным и Серовым в небольшом коровинском имении по Ярославской дороге (станция Итларь)», вспоминала близкий друг художника, актриса Надежда Комаровская.

Многие знакомые художника и Федора Шаляпина, построившего себе имение неподалеку, бывали в Охотино. На страницах воспоминаний талантливого рассказчика Константина Коровина словно оживают и прекрасная природа, и окрестные крестьяне, с которыми он отлично ладил, и его домашние «звери». Это красавец-пойнтер Феб, спасенный им от усыпления, которому присудили золотую медаль на выставке породистых собак в Петербурге; ручной баран с большими рогами и пугливый, чуткий заяц из леса, купленный художником у крестьян. Эта «троица» понимала слово «гулять» и сопровождала живописца на этюды.

Кого изобразил художник на картине «Охотино», поступившей в собрание Вологодской областной картинной галереи в 1995 году из Министерства культуры РФ, определить теперь невозможно. Фигура сидящего на открытой веранде мужчины написана очень обобщенно. Здесь прежде всего привлекают внимание яркие отблески вечерней зари, красиво играющие на стенах и окнах деревянного дома, темная масса деревьев рядом и вдали синяя лента извилистой речки Нерль.

Картина рассказывает и о любимом занятии ее автора, за успехи в котором его ценили и те, кто был совсем далек от искусства. В сумерках едва различимы предметы на освещаемой свечой веранде, но заметны два удилища: одно в руках персонажа, другое – рядом с ним. Вот как писала Надежда Комаровская: «Константин Алексеевич был страстным рыбаком. Весной, когда начинался клев, Коровин не мог усидеть на месте. Был у него приятель Василий, бродяга по призванию, но большой знаток рыбной ловли. Василий незаменим по части добывания удилищ и всего необходимого материала для изготовления удочек. Константин Алексеевич всегда принимал энергичное участие в работе Василия: строгал, полировал, окрашивал. Удочки получались на диво. Искусно выточенные поплавки,  окрашенные в яркие цвета, донные удочки, покрытые золотисто-коричневым лаком, с бронзовыми бубенчиками, элегантные подсачки с хитро сплетенной сеткой вызывали восхищение у специалистов-рыболовов. Коровин получил приглашение выставить свои удочки в рыболовном отделе на ежегодно устраиваемой в Москве охотничьей выставке. Успех превзошел все ожидания. Жюри выставки присудило Коровину за удочки золотую медаль».

 

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.