12+

От «музейного золота» до «изумрудно-малахитовой рощи»: в Доме Корбакова открылась выставка русского и западноевропейского искусства

Выставка «Немеркнущая классика» посвящена 70-летию областной картинной галереи. В музейно-творческом центре представлены работы мастеров XVIII-XIX веков. Большинство из них находится в запасниках областной галереи с 50-х годов.

По словам искусствоведа Ирины Балашовой, осмотр картин необходимо проводить по кругу, чтобы понять логику выставки.

«Фактически с эпохи Возрождения в Европе, начиная с Италии, формировался единый западноевропейский стиль живописи. Во времена правления Петра I Россия также стала приобщаться к нему. Наших художников отправляли учиться у западных мастеров. Менялись направления, но стилистика в европейских странах и в России была близкая – это было единое художественное пространство. Постепенно живопись становилась светлее и ярче – художникам надоедала музейная «золотистость». Так, завершают выставку яркая изумрудно-малахитовая березовая роща Игоря Грабаря и крестьянская тема», – отмечает искусствовед.

В музейном пространстве зритель увидит знакомые образы: копии портретов российских правителей Екатерины I и Александра I. Красоту северного пейзажа раскроют вологодские мастера Александр Борисов, Феодосий Вахрушов и Анна Каринская.

Своеобразной «премьерой» выставки стала картина «Мученическая смерть святой Лукреции». На ней показан древнеримский сюжет. Лукреция была замужней женщиной и славилась своей добродетелью. Но однажды царский сын Секст Тарквиний прельстился ее красотой и, угрожая оружием, взял женщину силой. Не вынеся позора, она рассказала все мужу и заколола себя на его глазах.

Работа приписывается голландскому художнику Герарду де Лерессу. Однако после реставрации у специалистов возникли сомнения по поводу ее авторства. Картину восстанавливали в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря.

«Подпись «де Лересс» была обнаружена на дублирующем холсте, на который картину перенесли во время предыдущей реставрации в XIX веке. Когда я убрала реставрационные наслоения и открыла авторскую живопись, оказалось, что на авторском холсте никаких надписей нет. То есть подтверждения того, что эта картина принадлежит кисти де Лересса нет. Нужно проводить искусствоведческий анализ: сравнивать картины, пигменты, исследовать пробы участков живописи. На сегодняшний день по набору пигментов мы можем смело утверждать только, что это картина XVII века», – рассказывает реставратор Юлия Шелкова.

Специалист предполагает, что «Мученическая смерть святой Лукреции» мог написать ученик рубенсовской школы или его подражатель, судя по технике живописи. Но чтобы установить точное авторство необходимо обращаться в Эрмитаж, Пушкинский музей и другие, в чьих коллекциях есть картины старых мастеров.

Теперь отреставрированная работа займет почетное место в коллекции областной картинной галереи. История нового приобретения не менее примечательна. Когда-то картина «Мученическая смерть святой Лукреции» пылилась на антресолях. В дар галерее ее передала в 2016 году москвичка Елена Ивановна, а привезла картину в Вологду дочь поэта Сергея Викулова.

«Дарительницу я знаю давно. Картина эта висела у нее дома много лет. Она с ней фактически выросла. Потом в какой-то момент сюжет ее стал угнетать. Она свернула холст в трубочку и положила на антресоли. И там картина пролежала долго, пока хозяйка не озадачилась тем, куда же ее передать. Она выбирала между Эрмитажем и другими крупными музеями. Но поскольку я ей много и интересно рассказывала про Вологду, она решила осчастливить областную столицу. Мне приятно, что в вологодской галерее появилась такая картина», – говорит Полина Викулова.

Полина Сергеевна не только привезла картину, но и оказала материальную поддержку при ее реставрации.

«Мученическую смерть святой Лукреции» можно увидеть на втором этаже Дома Корбакова. Выставка «Немеркнущая классика» будет работать до 29 мая (Вологда, ул. Октябрьская, 13). Вход по музейному билету. Действует Пушкинская карта.

12+

Алина Махлина