Благодаря чему класс,
где учился актер Всеволод Чубенко, часто побеждал в соревнованиях по сбору
макулатуры? Сколько пионерских галстуков съежилось под утюгом у писателя Елены
Волковой? И почему начальника областного Департамента культуры и туризма Владимира
Осиповского принимали в пионеры не в первых рядах? Ко Дню пионерии публикуем
воспоминания вологодских деятелей культуры о пионерском детстве.
60-годы. Татьяна
Канунова, сотрудник Вологодской картинной галереи, киновед: «Мне довелось
узнать работу пионерской организации и со стороны пионера, и со стороны
пионервожатой»
Я поступила в 5-ю школу в 1960 году. В первом классе была октябренком, а в 1963
году стала пионером. Поскольку была активной, то в пионеры меня приняли в
первых рядах. Церемония проходила 22 апреля на площади Свободы у памятника
Ленину. В тот день было жарко, и все стояли в легких блузочках и рубашках.
В каждой школе была своя пионерская дружина, и ей
присваивалось имя одного из героев войны или пионерского движения. Наша дружина
носила имя Зои Космодемьянской. Помню, лучшие отряды у нас в школе носили
пилотки «Спутник семилетки» – это был своеобразный знак отличия. В школе я
активно работала и в конце концов стала председателем пионерского отряда.
Каждый год мы ездили в пионерский лагерь в Шекснинском
районе. Он располагался в усадьбе Эндоуровых, в Братково – было очень интересно
проводить лето в настоящем замке. В этот лагерь я ездила до 14 лет, там
познакомилась со своей нынешней подругой Олей Талашовой. Мы с пионерского
лагеря сохраняем эту дружбу, несмотря на то, что Ольга с семьей сейчас живет в
Москве.
Мы окончили школу в год 100-летия Владимира Ленина (1970), и
на выпускном нам подарили его маленький портрет.
Во время учебы в пединституте я ездила в пионерские лагеря
уже как старшая вожатая, организовывала работу с пионерами.
Выпустившись, пришла в 32-ю школу работать учителем физики.
Затем меня пригласили на освобожденную комсомольскую работу на три года –
курировать работу пионерских организаций в школах в Октябрьском райкоме, который
размещался на улице Ленинградской, 5 – там, где сейчас Дворец творчества для
детей и молодежи. Так мне довелось узнать работу пионерской организации и со
стороны пионера, и со стороны пионервожатой.
70-е годы. Сергей
Кузнецов, музыкант, заслуженный работник культуры России: «Мы верили, что
наступит коммунизм, мы все будем счастливы и будем работать не за деньги, а за
идею»
В то время мы все мечтали стать пионерами. Я ждал этого, как
и многие мои сверстники.
Ребята, которые были меня постарше на 3-4 месяца,
принимались в пионеры 7 ноября. А я стал пионером 22 апреля, в день рождения
Владимира Ленина. День выдался теплый. Нас всех торжественно принимали в
пионеры перед памятником Ленину. Клятву пионера мы учили наизусть и
рассказывали каждый по отдельности, как в армии дают присягу.
Большой радостью было впервые надеть красный галстук. Я
гордился тем, что наконец-то стал пионером.
Отряды тогда делились на звенья, и меня выбрали звеньевым
начальником, а в седьмом классе я был председателем совета отряда. Мы вели
воспитательную работу среди неуспевающих, потому что все пионеры должны были
хорошо учиться. У нас в классе было 44 человека, три звена, и в каждом звене мы
занимались какой-то работой: делали стенгазеты, помогали отстающим. У каждого
из неуспевающих был свой куратор.
Также мы ходили по квартирам собирать макулатуру,
металлолом. Нас всегда встречали добродушно, и макулатуру отдавали. Не как
сейчас, когда позвонишь в дверь, так еще и выругают тебя. У нас были
соревнования, кто больше соберет макулатуры, металлолома. Никто не отлынивал,
не сбегал. А на праздники, в том числе 9 мая, мы всегда ходили в колонне целой
школой.
Были у нас и специальные трудовые лагеря. Мы ездили
окучивать картошку, свеклу полоть – лето у нас не проходило в безделье.
Еще мы целым классом ходили в туристические походы
километров за 12-15 от города. Наша учительница была ветераном войны. Она нас
вывозила в какую-то деревню, и мы там целую неделю жили буквально в полевых
условиях: сами готовили на костре, пели песни под гитару. Тогда это был очень
популярный инструмент. Мы друг у друга сами учились, как играть на гитаре и
себе аккомпанировать.
Я с теплотой вспоминаю это время, когда энтузиазм
зашкаливал. Двоечник – это был какой-то нонсенс. Ты не должен учиться на
двойки, иначе какой из тебя будет строитель коммунизма? Мы верили, что наступит
такое время, когда будет коммунизм, мы все будем счастливы и будем работать не
за деньги, а за идею.
70-е годы. Ирина Балашова, заместитель директора Вологодской областной
картинной галереи, кандидат искусствоведения: «Была цель, и мы к ней шли, и
время летело незаметно»
Из-за слабого здоровья мне приходилось часто бывать в
санаториях под Москвой, и там тоже была пионерская организация. Мы бодро
маршировали под барабанную дробь и горн, пели хором. У нас были частые сборы,
линейки, но это не напрягало.
К нам приезжали ветераны Великой Отечественной войны и
пионерского движения и делились своими воспоминаниями. Однажды нам даже
рассказывали про бандеровцев. Уже тогда мы знали, какие ужасы там творились.
У нас была своя тема,
наш отряд назывался определенным образом. И мы всегда боролись за переходящее
красное знамя, соревнуясь в сборе макулатуры и металлолома. И все это искренне,
ведь дети любят соревноваться как в спорте, так и в хороших делах. Мне тогда
нравилась подобная мобилизация идейных устремлений. У нас были смысл и цель.
Каждый чувствовал себя не просто никому не нужным индивидуумом, но частью
организации.
На мой взгляд, дети тяготеют к объединению, к занятию
совместными делами. Ребенку самому трудно придумать игру – только лидер может
что-то изобрести. А так все слоняются по двору, дома сидят – скука.
А у нас и в санатории, и в школе всегда было интересное
занятие и во многом благодаря талантливым пионервожатым. Они были влюблены в
свое дело.
До сих пор помню нашу пионервожатую Любовь Алексеевну в
школе №20. Она была спортивная и романтическая особа, в юности даже прыгала с
парашютом. Ей все это нравилось. Она бодрым строгим голосом строила нас,
рассказывала о своих полетах, о каких-то начинаниях.
Этого человека мы уважали. Любовь Алексеевна была очень собранная, целеустремленная. Это вносило необходимый ритм в детский коллектив – не допускалась расслабленность. Была цель, и мы к ней шли, и время летело незаметно. Даже кровь в жилах бежала быстрей.
Потом Любовь Алексеевна окончила пединститут и стала
работать в нашей школе учителем математики. Вечно пионервожатой не будешь:
все-таки это тот человек, который должен быть ближе детям по возрасту.
Пионерская организация структурировала мою дальнейшую жизнь.
Я понимала, что нужно быть хорошим человеком, иметь свою цель и кем-то стать. В
санатории я хорошо рисовала, так как училась в художественной школе. И меня
постоянно привлекали к созданию стенгазет, рисованных фильмов. Я без конца
рисовала союзные республики: девушку в украинском наряде, юношу в
азербайджанском костюме и других.
И во многом благодаря этому опыту я думала, что буду
художником, потом поняла, что стану искусствоведом и буду работать в картинной
галерее. Это все закладывалось, в том числе, в пионерском детстве.
70-е годы. Всеволод Чубенко, актер, заслуженный артист России: «Класс у
нас был дружный, поэтому воспоминания об этом времени остались самые теплые»
Я родился и вырос в Саратове. Там меня и принимали в
пионеры. Все проходило очень торжественно, в мемориальном музее семьи
Ульяновых. В советское время в каждом городе было что-то, связанное с именем
Ленина или кого-то из его семьи и соратников.
Класс у нас был дружный, поэтому воспоминания об этом
времени остались самые теплые.
Больше всего мне запомнились сборы макулатуры. Мы собирали
ее огромное количество и соревновались в обязательном порядке, кто сколько
соберет.
Надо сказать, что тут у нашего класса было большое
преимущество: отец одного из моих одноклассников был главным инженером в
проектном институте. Мы приходили туда, и нам доставали горы бумаг. Поэтому мы
практически всегда побеждали. Но случалось нам и ходить по квартирам, просить
макулатуру. Люди отдавали нам связанные пачки чаще всего газет и другой
печатной продукции.
Однажды мы опоздали: уже закрылся школьный приемный пункт. Я
донес пачку домой, и от нечего делать развернул ее. К моему изумлению, там была
газета 1941 года. Я ее оставил себе – это была газета «Правда» военного
времени.
Тимуровское движение у нас было развито не особо. К нам
практически никто не обращался за помощью. Один раз мы ходили к ветерану. Но в
70-е годы большинство ветеранов были еще в добром здравии и в помощи
практически не нуждались. Помощь больше требовалась в сельских поселениях. А в
городе – разве что сходить в магазин за хлебом. Но и то, за таким не обращались
к нам.
70-е годы. Елена Волкова, председатель регионального
отделения Союза российских писателей: «Я всегда отвечала за культурную
программу»
Мое пионерское детство прошло в Тольятти, где я жила до 21
года (в Вологду переехала уже после окончания института). Это был город
молодости, детства, пионерии: средний возраст тольяттинцев в то время не
превышал 25 лет. Также Тольятти называли городом свадеб. Он активно
разрастался. Строился АвтоВАЗ, и многие приезжали на большую стройку. Население
города росло: от 30 тысяч в конце 60-х до полумиллиона жителей к началу 70-х.
В школу я пошла в 6 лет и была самой младшей в классе, но
при этом самой высокой. В пионеры принимали в 10 лет. Это был третий класс, и я
очень боялась, что по возрасту не подойду. Но меня, как и всех, приняли в мае в
числе первых (тогда сначала принимали отличников и хорошистов, а после –
двоечников и троечников).
В тот день шел дождь, и церемония проходила в школьном
спортзале. Мы произносили клятву, а затем старшеклассники повязывали нам
галстуки. Но я научилась повязывать галстук еще до принятия в пионеры.
Узел завязывался не просто так: один хвостик накладывался на
другой, и связывались так, чтобы получилась шишечка и два кончика. Один кончик
должен был быть чуть длиннее, а другой чуть короче. Галстук символизировал
нерушимый союз партии, комсомола и пионерии. Каждый элемент нес свою смысловую
нагрузку: длинный хвостик – комсомол, покороче – пионерия, а уголок сзади –
партия.
Я очень любила гладить галстуки, но первый испортила горячим
утюгом. Они были из синтетической ткани, и при сильном нагревании съеживались.
Впоследствии я научилась их недосушивать, гладить негорячим утюгом. Галстук
маленький, это не школьная форма, и гладить его в целом было легко и просто.
Часто нас, пионеров, приглашали на торжественные
мероприятия. Наша 17-я школа располагалась рядом с ЗАГСом, и когда отмечались
какие-то памятные даты или события, звали в основном детей из нашей школы.
Однажды чествовали то ли 400-тысячного, то ли 500-тысячного жителя Тольятти.
Нас позвали, и мы стояли всем отрядом, воплощая единство с новорожденным
тольяттинцем.
Я всегда была активисткой-общественницей и хотела
участвовать везде, будучи октябренком, и пионером, а потом уже в комитете
комсомола. Отвечала за культурную программу: мне это нравилось, и я продолжила
этим заниматься в дальнейшем. Также мы собирали макулатуру, ходили на
субботники и ухаживали за пришкольным участком.
Символично, что я училась в 17-й школе города Тольятти, а
мой будущий муж в это время учился в 17-й школе города Вологды. Познакомил нас
уже комсомол: мы оба были комсомольские активисты.
Всем лучшим в себе я обязана октябрятской звездочке,
пионерской и комсомольской организациям. В партию вступить не успела – уже
наступило другое время.
80-е годы. Владимир
Осиповский, начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области: «Мое
пионерское детство пришлось на время перемен и изменения истории»
К принятию в пионеры мы готовились: учили клятву пионера.
Событием было приобретение галстука и пионерского значка. Потом мы его отдавали
младшим товарищам, когда нас принимали в старшие пионеры, а затем в комсомольцы
(в 14 лет). Галстуки покупали в специализированных магазинах, где продавалась
школьная форма. А значки можно было найти в магазине «Школьник» и в ларьках
Союзпечати.
Нас в 24-й школе Вологды принимали в пионеры по-разному.
Отличников в центре города – в Доме-музее Марии Ульяновой. Он находился там,
где сейчас музей купца Самарина. Я учился хорошо, но с поведением было
плоховато, и меня принимали во второй очереди в кинотеатре «Октябрь». Он
располагался в районе стадиона «Витязь». Там проводилась линейка, мы
торжественно зачитывали клятву. Нам повязывали галстуки и прикрепляли значок с
Лениным.
А совсем хулиганов и двоечников принимали в пионеры в школе.
Торжественной процедуры для них уже не было предусмотрено – им просто надевали
галстук.
Но это был праздничный день для всех, вне зависимости от того,
в какой очереди и где тебя принимали. Событие это запомнилось, хотя 35 лет уже
прошло. Тогда было другое государство, другие идеи, своя символика.
Каждого из нас задействовали в пионерском движении: кто-то
проводил политинформации, кто-то был горнистом, кто-то барабанщиком. Я был
горнистом и членом совета дружины, которая носила имя Сергея Тюленина, одного
из основателей штаба организации «Молодая гвардия».
Мы ездили помогать колхозам, и нам даже платили по 20-30
копеек за работу. Какие-то деньги шли школе. Причем все это было в порядке
вещей, никто не заставлял нас. Мы не мыслили себя вне пионерии: как пионером не
быть? Были случаи, когда исключали из пионеров, но очень редко, и это было
страшное наказание.
Даже если кто-то нарушал дисциплину, провинившегося не сразу
звали в учительскую. Сначала могли собраться всем коллективом и пожурить, мол,
делаешь неправильно, ты же пионер, носишь высокое звание члена пионерской
организации имени Владимира Ильича Ленина. И к этому относились серьезно.
Мое пионерское детство пришлось на время перемен,
перестройки и изменения истории. Когда пионерии пришел конец, чувствовалась
грусть. Меня как раз должны были принять в комсомол, но его не стало.
У меня сохранился где-то пионерский галстук. Когда СССР
прекратил свой существование, с этими галстуками, знаю, кто-то поступал
нехорошо, разрисовывал или по-другому уродовал. Но у нас в школе такого не
было.
Наверное, многим сегодняшним детям не хватает пионерской
организации. Да, есть современные движения, такие как Юнармия и различные союзы
школьников. Но пионерская организация была всеобъемлюща и пронизывала всю жизнь
школьника от учебы до кружков. Мы много знали о пионерах-героях, участниках
гражданской войны. Каждый пионер проводил занятия для младших классов,
участвовал в смотре самодеятельности. Интересное было время.