12+

«Я, гений Игорь Северянин»: 13 интересных фактов о «короле поэтов» в день его 135-летия

16 мая 1887 года, 135 лет назад, в семье военного инженера Василия Лотарёва и Натальи Лотарёвой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, родился будущий поэт Игорь Северянин. Судьба связала его с северным краем – после размолвки родителей маленький Игорь переехал отцом из Петербурга в принадлежавшую дяде, Михаилу Петровичу Лотарёву, усадьбу Сойвола Череповецкого уезда тогда еще Новгородской губернии. Позже Василий Лотарев стал строить собственный дом неподалеку от деревни Владимировка. Под Череповцом будущий жил около семи лет, с 1896 по 1903 годы, и здесь же он осознал себя поэтом, понял, в чем его призвание. «Король поэтов», «зазывающий баритон», «лирический ироник», ценитель экстравагантных фраз, Северянин не раз упоминал Суду и северные красоты в своих стихах. 

К юбилею поэта представляем интересные факты из его биографии:

1. О северном псевдониме юный поэт задумывался, еще живя в Череповецком уезде: то ли Игорь Судский (от реки Суда, воспетой им в стихах), то ли Игорь Сойволский (от имения Сойвола на той же Суде). Есть мнение, что окончательно обрести свое поэтическое имя ему помог старший друг, учитель и литературный кумир поэт Константин Фофанов, живший неподалеку от Гатчины на мызе Ивановка. Зимой Игорь Лотарёв частенько навещал его, прибегая в гости на лыжах. После одного из таких посещений Фофанов написал стихотворение своему юному другу, назвал его «мой Северянин» (подробнее можно прочитать здесь). 

Впервые «Северянин» появился на обложке брошюры 1908 года «Зарницы мысли». Причем поэт настаивал на написании «Игорь-Северянин» через дефис, так как для него «Северянин» было вторым именем, а не фамилией. В юности Лотарёв использовал и другие псевдонимы: «Мимоза», «Игла», «Граф Евграф Д'Аксанграф», «Квантунец», «Изгнанник», «Князь Олег Сойволский».

Игорь Лотарёв – реальная биография отдельного человека, его семейная жизнь. Даже его эстонская жена послереволюционных лет Фелисса Круут стала Лотаревой, а не Северяниной. Игорь-Северянин – его осознанная маска, его индивидуальный облик северного рыцаря. А просто Игорь Северянин – это тот самый «король поэтов».

2. Игорь Северянин был родственником Афанасия Фета и сочинять стихи начал уже в восьмилетнем возрасте. Его первое стихотворение называлось «Звезда и дева». Несмотря на то, что поэт окончил всего четыре класса Череповецкого реального училища, он был одержим литературой и десять лет издавал стихи за свой счет в виде тоненьких брошюр. 

3. Сам о себе Северянин писал, что стать известным ему помог «счастливый случай» – в 1910 году его стихотворение прочитал Лев Толстой, которого возмутили строки «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки» из стихотворения «Хабанера II». Мэтр пришел в негодование: «И это – литература? Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки…» Об этом случае сразу стали трубить газеты. Каждый старался напечатать стихи Северянина, дабы побранить, и это принесло поэту необычайную популярность.

4. Поэт активно придумывал новые слова и словоформы. Считается, что именно Северянин ввел в русский язык слово «бездарь». Кстати, сначала его произносили с ударением на втором слоге – бездАрь. Валерий Брюсов отмечал стремление Северянина «обновить поэтический язык» за счет «бульварного арго», «отважных неологизмов» и «смелых метафор». Использованные им неологизмы, иногда изысканные, например, из «Мисс Лиль» – онездешниться, из стихотворения «Алтайский гимн» – осветозарь, из стихотворения «На летуне» – улыбность, подчеркивали творческую свободу автора. Поэт также создавал собственные жанровые обозначения: поэза, эгополонез, самогимн, триоли, октавы-фантазии, сексты, симфониэты.

5. «Лирический ироник» – так поэт определял стиль своей поэзии. Это сочетание появилось в его стихотворении «Двусмысленная слава», явно посвященном критикам его лирики:
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, –
Ведь я лирический ироник:
Ирония – вот мой канон.

6. Зрители выступлений поэта вспоминали, что Северянин поражал прежде всего своеобразной манерой петь стихи на мотивы известных музыкальных произведений. Обладая прекрасной памятью, хорошим слухом и удивительно сильным голосом, поэт мог воспроизводить даже сложные оперные партии. Поначалу далеко не все воспринимали его всерьез. Современники писали, что на одном выступлении публика расхохоталась в голос, услышав его «завывающий баритон» с носовым произношением. Некоторые люди смеялись так безудержно, что им приходилось покидать зал, чтобы отдышаться. Невозмутимого Северянина это необычное для поэтического вечера веселье не трогало.

Подобная манера, возможно, была связана с увлечением оперным искусством. «…Оперы – русские оперы! – очаровали меня, потрясли, пробудили во мне мечту – запела душа моя. Таким образом я сделался заправским меломаном и без оперы «не мыслил дня прожить». Эта любовь осталась у меня на всю жизнь. Музыка и Поэзия – это такие две возлюбленные, которым я никогда не могу изменить», – писал Северянин.

Многие стихотворения поэта положены на музыку. Например, «Ананасы в шампанском». Эту песню очень долго исполнял один из самых популярных российских певцов первой половины XX века Александр Вертинский.

7. Игорь Северянин был избран публикой «королём поэтов» на выступлении в Московском Политехническом музее 27 февраля 1918 года, обойдя при этом намного более знаменитых Маяковского и Бальмонта. Звание «короля» было присуждено публикой «всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием». Ежегодно во Владимировке близ Череповца, где сейчас находится литературный музей, посвященный поэту, проходит конкурс «Король поэтов» – продолжение традиции поэтических турниров.  

8. Эгофутуризм как вариация русского футуризма являлся личным изобретением поэта. Он провозгласил: «Раз природа создала всех людей эгоистами, нужно развивать в себе это качество». Однако меньше чем через год поэт покинул созданную им группу и заявил, что желает быть одиноким.  Стремление к индивидуальности и ощущение собственной уникальности Северянин не стеснялся выражать в стихах. Ирония и амбиции соединились в эпатаже и психологически реалистическом автопортрете:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеместно оэкранен!
Я повсеместно утвержден!

9. Самым известным сборником поэта стал «Громокипящий кубок». В то время, как обычный тираж поэтических сборников начала века составлял 1-2 тысячи экземпляров, «Громокипящий кубок» выдержал 10 изданий общим тиражом 31 348 экземпляров и продавался даже в годы Первой мировой и гражданской войн, когда страна голодала...

10. Игорь Северянин очень любил рыбалку и называл удочку «неизменной спутницей своей жизни». Стихи, посвященные ей, полны нежности:
Эта палочка, тоненькая, как тростинка,
Невесомая, гибкая, точно мечта,
Точно девушка, – уж непременно блондинка –
Восхитительные мне открыла места.

Последние годы жизни в Эстонии Северянин переживал большие финансовые трудности и болел, но при этом продолжал иронизировать и не отказался от любимых увлечений. Себя он называл «дачником» и отмечал: «Я ловлю рыбу. И читаю свои стихи речным камышам и водяным лилиям».

11. Оригинальность Игоря Северянина проявлялась и в семейной жизни. В 1922 году у поэта родился сын. Северянин назвал его Вакхом, сумев каким-то образом убедить священника, что такое имя присутствует в святцах. Вакх Игоревич Лотарев во взрослом возрасте уехал в Швецию, где ныне живут его дети – внуки поэта. Вакх скончался в 1991-м. 

12. Блюда из стихотворений Северянина часто подают на праздниках и мероприятиях в его честь. В интернете можно найти массу вариантов приготовления «мороженого из сирени» и «ананасов в шампанском». Чаще всего в стихах поэта фигурирует вино и шампанское, а также чай, эклеры, мороженое и фрукты. Читая произведения Северянина, также можно «попробовать» устрицы, стерлядь, омары, форель и даже шейку от рака.

13. Северянин теперь не только поэт, но и аэропорт. В этом году его имя присвоено аэропорту Череповца. В народном голосовании приняли участие 935 человек, и «король поэтов» обошел других знаменитых череповчан – братьев Верещагиных.

При подготовке текста использованы материалы сайтов nevcbs.spb.ru, booksite.ru, poet-severyanin.ru, nsportal.ru и ria.ru.

Редакция cultinfo.ru