«Маленькие трагедии» – конкурсный спектакль фестиваля «Голоса истории» – представили на сцене Вологодского драматического театра артисты Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького.

На пресс-конференции открытия фестиваля арт-директор Капитолина Кокшенева заметила, что «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям российской театральной сцены. От этого ещё интереснее было увидеть интерпретацию пьес Александра Пушкина в постановке режиссера Искандера Сакаева, определившего жанр спектакля как драматические искушения в двух действиях.

Искандер Рауфович является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного камерного драматического театра «Левендаль» и сотрудничает с Нижегородским государственным академическим театром драмы, где выступил режиссером-постановщиком четырех спектаклей. По словам директора театра драмы Бориса Кайнова, актеры получают большое удовольствие от работы с Искандером. «Мы держим традицию русского психологического театра, но все равно иногда экспериментируем. В качестве экспериментатора мы и пригласили довольно известного режиссера Искандера Сакаева. Мы видели несколько его работ и решили рискнуть. Эксперимент удался», – рассказал он.

«Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» – все четыре одноактные пьесы, драматические шедевры Александра Пушкина были написаны им на нижегородской земле, в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина. Каждая история в «Маленьких трагедиях» полна страстей, одержимости и отражает самые низменные проявления смертных грехов – зависти, алчности, прелюбодеяния, чревоугодия. Герои «Маленьких трагедий» выходят за пределы разумного – спектакль обнажает души и показывает зрителям их истинную натуру.

Лейтмотивом, закольцовывающим начало и конец, является спор Мефистофеля с Фаустом, взятый из пушкинского стихотворения «Сцена из Фауста» («Мне скучно, бес…»). С него начинается пролог: Фауст, скучая, просит, чтобы бес развлек его. Диалог не раз звучит в спектакле, и на него, словно на стержень, нанизывается остальное действие.

«Книга «Маленькие трагедии» в тоненькой синей обложке с красивыми графическими картинками произвела на меня впечатление уже в детстве, еще до того, как я научился читать. Я любил фехтование и всё, что связано с историческим оружием. И эта книга дала мне мощный визуальный материал. А уж когда начал читать… «Маленькие трагедии» – это абсолютно экспериментальная и нетрадиционная для самого Пушкина и для русской драматургии того и нашего времени постановка. Нижегородский академический театр драмы – именно та площадка, где я смог реализовать свою мечту и перенести пушкинский цикл на сцену. Я очень трепетно отношусь к этой работе», – поделился Искандер Сакаев.

Костюмы для постановки создала член Союза художников России, лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» Ника Велегжанинова. Она использовала в своей задумке почерк писателя и его рисунки на полях – одежда действующих лиц пестрит строчками и символами. Художник придумала половинчатые костюмы для двойных ролей Иван/Соломон и Альбер/Барон, Донна Анна/Командор. Одежда Моцарта и Сальери, к примеру, напоминает нотные станы, а образы Лауры и Донны Анны получились весьма эпатажными – с корсетами, рукавами-буфами, каркасными подолами, шлейфом. Визуальным сценографическим лейтмотивом спектакля стали рукописные листы, которые способны летать, нависать гнетущим «покрывалом», падать, разбиваться...

«Искандер Сакаев – пламенный режиссер. Его постановки всегда имеют мощный символический и метафорический подтекст. По сути он поставил спектакль на тему европейских ценностей. В каждой «Маленькой трагедии» они становятся смертными страстями и уже мыслятся как антиценности. Спектакль Нижегородского государственного академического театра драмы еще раз подтверждает, что современный театр может быть очень и очень качественным», – подчеркнула Капитолина Кокшенева.

Вологжане по-разному приняли постановку нижегородских артистов. По словам представителей театра, «Маленькие трагедии» оставляют неоднозначное впечатление и нередко вызывают споры. Но это еще раз подтверждает, что работа удалась.

Теги: Голоса истории
Кристина Страмова

Новости по теме