В Вологодском кремле вчера под аплодисменты зрителей и музыку дождя «Аллилуйю любви» исполнили гости из Перми – авторский театр «У Моста». Коллектив уже хорошо знаком вологжанам: на прошлом фестивале «Голоса истории» зрители увидели их постановки «Макбет» и «На дне», театр стал одним из победителей и был удостоен премии имени Алексея Семенова «За наиболее успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства». В этот раз «У Моста» привез на конкурс мистическую историю «Юнона и Авось».

Тема любви – по-разному проявляющейся: доверчивой, трогающей до слез, всеобъемлющей, всепрощающей – стала лейтмотивом нынешних «Голосов истории». В спектакле «Юнона и Авось» пермского театра «У Моста» любовь – вне времени, вне языковых ограничений и расстояний; любовь-молитва. Стены Вологодского кремля органично выступили декорациями к этой истории. Крики чаек, звон колоколов Софии и даже дождь – все играло на руку спектаклю, создавая атмосферу, заставляя зрителя полностью погрузиться в сюжет. Конечно, многие видели легендарную версию «Юноны и Авось» «Ленкома», но пермский режиссер несколько отошел от канона, сместив акценты в сторону религиозной составляющей. Именно поэтому перед зрителями предстает хор монахинь, а рефреном-молитвой звучит знаменитая песня «Я тебя никогда не забуду».

О своем участии в фестивале «Голоса истории» и большой дружной театральной семье рассказал основатель и художественный руководитель театра «У Моста», заслуженный артист России и заслуженный деятель искусств России Сергей Федотов:

Любовь к Вологодскому кремлю и вологодскому зрителю

Когда мы в 2018 году играли в Вологде спектакль «Макбет» и увидели Вологодский кремль с его удивительным историческим ансамблем, то поняли, что это идеальное место для нашей постановки «Юнона и Авось». Теперь благодаря фестивалю «Голоса истории» моя мечта представить эту музыкальную историю в живых вологодских декорациях свершилась. Театру «У Моста» всегда сопутствует мистика, мы это много раз замечали. На нашем показе в Кремле мы хотели «уйти от судьбы», и я нарочно сказал перед началом, что невозможно обойтись без дождя. Хотелось, чтобы вопреки моим слова, как бы наоборот, не было дождя, но не получилось. Но очень радует, что погода стойких вологодских зрителей не напугала, спектакль прошел с большим успехом, собрал столько зрителей, сколько смогла уместить площадка: мы слышали, как зал дышит, как реагирует. Я заметил: как только в спектакле на сцену выходила Богоматерь – начинался дождь, и все открывали свои зонты, а когда она уходила – дождь прекращался. Для театра «У Моста» «Голоса истории» – 209-й фестиваль, и нам есть с чем сравнить. Ощущения от показа и зрителей невероятные, их можно сравнить с нашим спектаклем «Женитьба» в Македонии, где мы также играли во дворе монастыря. Морскую стихию в истории дополнили чайки и вода с неба. Звон колоколов всегда звучал в нужный момент – это тоже какой-то мистический знак.

Спектакль-богослужение и мистическая история

Сама постановка «Юнона и Авось» появилась в театре благодаря заведующей труппой и музыкальному руководителю Олесе Егоровой. Мы с артистами были на гастролях, а когда вернулись, меня ждал сюрприз – номер «Аллилуйя». И из этого постепенно вырос спектакль. Олеся подготовила артистов, сделала все возможное, чтобы их голоса звучали. Я понял, что она обязательно должна быть внутри спектакля, и зритель видит ее в роли дирижера. У нас несколько составов «Юноны и Авось». Роль Резанова исполняют три актера, и Александр Шаманов, сыгравший в Вологде, самый молодой из них. Он всего лишь год в этом образе, и вчера на репетиционном кастинге я решил, что играть будет именно он. Интересно еще и то, что после показа мы узнали – Саша ваш земляк. А на спектакль из Липина Бора приехала его тетя, которую он не видел больше 30 лет. Он тут познакомился с двоюродным братом!

У нас сейчас идет марафон – мы играем по четыре спектакля в день, и наш актер Дмитрий Мурзаев приехал из Перми в Вологду буквально за 20 минут до спектакля, успели 10 минут прорепетировать бой. Они бились в полной темноте, и были видны искры при ударе шпаг. Этот бой добавляет в спектакль элемент мистики – шпаги сделаны специально из титана, и искры не просто летят, а рисуют траектории, а чтобы это было видно, мы выключаем свет.

Каноническую версию «Юнона и Авось» Марка Захарова я смотрел не раз, был восхищен и уже тогда знал, что когда-нибудь сделаю свой спектакль. Рока и грома в нем меньше – мне хотелось раскрыть тему любви, сделать постановку более камерной, создать спектакль-богослужение, где будут звучать молитвы, и в то же время мистическую историю, где есть тени предков.

Авторский театр-дом

Наш театр авторский, я придумал его в 1988 году как театр мистики, потому что очень люблю Булгакова, Гоголя и Достоевского. Я видел много разных спектаклей, и мне всегда не хватало в них магии, чертовщины. Захотелось собрать такой репертуар, где были бы «Мастер и Маргарита», «Женитьба», «Братья Карамазовы». Везде, в любом русском произведении есть черт.

Наш театр авторский еще и потом, что я придумал концепцию театра-дома. Все мы – одна большая семья, одна команда. Эти два дня мы вместе работали – не только репетировали, но и ставили декорации. У нас в театре люди, которые друг друга любят, поэтому мы легко решаем любые задачи.

Помимо конкурсного спектакля «Юнона и Авось» артисты пермского театра «У Моста» покажут 17 июня в 18.00 искрометную комедию с грузинским колоритом «Мачеха Саманишвили».

Фестиваль «Голоса истории» проводится в рамках национального проекта «Культура».

Теги: Голоса истории, театр, фестиваль, Фестивальное лето, нацпроект культура, Вологда, Вологодский кремль, юнона и авось, у моста, спектакль
Ирина Сорокина

Новости по теме