XXI выездная школа реставрации открылась в Вологде 18 июля.
Образовательная программа посвящена иконам Русского Севера. Школу проводят Союз
реставраторов России и региональное отделение СРР при поддержке Вологодской
митрополии.
Из 14 заявок на участие в программе были отобраны шесть. В Вологду приехали самые мотивированные студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Котласа и Суздаля. Под руководством художника-реставратора высшей категории Ольги Соколовой участники применяют щадящие методы восстановления на 9 иконах из древлехранилища Спасо-Прилуцкого монастыря. Объекты датируются разным временем: от XVIII до XIX веков. Степень сохранности также различна. Многие из икон нуждаются в выполнении полного комплекса реставрации.
В течение 10 дней ученикам школы предстоит провести
противоаварийные работы, которые включают укрепление грунта и красочного слоя,
дезинфекцию. Освоят они и более сложные процессы: взятие проб, раскрытие
олифных пленок (олифа – вещество на основе растительных масел, которым
покрывают иконы), пробные раскрытия на снятие записи (изображение, нанесенное
поверх предыдущего). После реставрации иконы вернутся в храмы.
«Иногда нужно не просто изучить икону, но почувствовать ее,
«увидеть», как автор ее писал. Между реставратором и духовным образом возникает
невидимая связь, благодаря которой ты понимаешь, как сохранить подлинную
живопись. Важно не испортить икону современными тонировками, лучше выявить слой
авторской живописи, закрепить и законсервировать ее», – обращает внимание
научный руководитель школы Ольга Соколова.
На работу студентов благословил митрополит Вологодский и
Кирилловский Савва. Владыка напутствовал реставраторов: «Икону нужно в первую
очередь рассматривать как святыню, перед которой молилось не одно поколение
людей. Преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский возносили свои
молитвы перед этими образами. Благоговейное отношение реставратора к святыне
было бы правильным. Рассматривать икону нужно не как объект культуры, а как
объект почитания многими верующими, тогда будет успех и в реставрационном
деле».
Сами студенты сравнивают свой труд с врачебным делом. Для
них иконы – это пациенты, которые нуждаются в помощи. Работают реставраторы в
перчатках и белых халатах. А главный принцип в их труде, как и у медиков, – не
навреди.
Перед началом работ на каждую икону составляется паспорт-описание, объект фотографируют с разных ракурсов, проводятся научные исследования.
При помощи увеличительных приборов и света ребята делают
пробный осмотр. «Например, ультрафиолет помогает изучить поверхность – лак,
красочный слой; выявить, есть ли записи или нет. Углубленно смотреть нужно при
другом освещении – инфракрасном. Также применяется рентген, он позволяет
увидеть состояние самой доски. Бывает, что внешне она выглядит хорошо, а внутри
– труха», – объясняет студентка художественно-промышленной академии им. А. Л.
Штиглица Елизавета Петрищева.
Каждый из учеников школы выбрал для работы свою икону, а
некоторые несколько. Магистрантка академии им. А. Л. Штиглица Анастасия
Гаврилова приехала в Вологду за «трудностями». Девушка хочет обогатить свой
опыт сложными случаями. Анастасия выросла в музейной среде, со школы была
знакома с реставраторами родного Великого Новгорода, а в деле сохранения
памятников начала практиковаться еще в 10 классе.
«Летом училась в школе при Центре реставрации монументальной
живописи. После 11 класса поступила на реставаратора декоративно-прикладного
искусства, но поняла, что это не мое. И в магистратуру пошла, чтобы сменить
профиль, также и потому, что у меня появился заказ на реставрацию иконы. Мне
очень нравится то, с чем я сейчас работаю», – рассказывает студентка.
Анастасия выбрала необычный объект для практики – выносной
крест XVIII века, на котором изображены страсти Христовы и орудия страстей.
Грунт на нем «капризный», отмечает молодой специалист. «Грунт здесь на основе
гипса. Если его укреплять не по методике, он может стать жидким. С грунтом на
гипсе гораздо сложнее работать, но этот опыт мне и нужен», – говорит девушка.
Впереди у студентов – дни учебы и практики. Выездная школа реставрации завершится 28 июля.