Работы петербургских художников – супругов Александра
Кондурова и Люси Ковалевой-Кондуровой представлены на новой выставке,
открывшейся в Доме Корбакова.
Александр Кондуров – заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Но особенно ценно для мастера звание ученика Владимира Корбакова. Александр родился в Архангельской области, но мальчишкой переехал в Вологду, здесь же посещал художественную студию.
«Художника Владимира Николаевича Корбакова в Вологде все
знали. Мы с ним встречались на выставках, потом я стал приходить к нему в
мастерскую. Даже не в мастерскую, а к нему домой, потому что он в квартире
работал. Там висели пеленки: Колька (сын) маленький еще был. Мы с Владимиром
Николаевичем подружились, и я ему показывал свои работы, потом я уехал в
Ленинград, поступил на отделение монументально-декоративной живописи, но
приезжал в Вологду летом. Корбаков меня брал с собой на пленэры в Кубенское», –
рассказывает Александр Кондуров.
Сильно повлияли на художника увиденные в Эрмитаже работы
Анри Матисса, Андре Дерена и Амадео Модильяни, после чего его стиль и воззрения
на искусство изменились. Владимир Корбаков – один из немногих понял и поддержал
юношу в стремлении нарушать общепринятые конвенции.
«Однажды прихожу к нему в мастерскую, а у него сидит Эрнст
Неизвестный. Владимир Николаевич с порога и говорит: «Вот, Эрнст, познакомься,
– это мой ученик». С тех пор я и стал его учеником. Это был единственный в
Вологде человек, с которым я мог откровенно поговорить об искусстве. Он сам,
обладая мощной суриковской школой, которую прошел и много лет культивировал,
всю жизнь пытался из нее вырваться», – вспоминает Александр Кондуров.
Мастер создал эскиз памятника на могилу своего учителя. Александр Кондуров также автор проекта монумента, который планируется установить у музейно-творческого центра. Скульптурная композиция создана по мотивам известной работы Владимира Корбакова «Свободный полет над Вологдой».
На выставке представлены живописные полотна Александра
Кондурова из разных серий. Художник работает в технике, близкой к
монументальной живописи, использует золотую и серебряную поталь, протертый
красками левкас.
Рассуждения автора на тему античных мифов, христианства,
революции, музыки выражены в цвете и фактуре. Многие работы посвящены родному
городу, который, по словам художника, дал ему нравственный «иммунитет к
современной безответственной жизни». На картинах образы святых и Богородицы
парят над Вологдой, ангел плетет кружевное полотно. Запечатлены на работах и
«вологодские старушки», какими их запомнил автор: в платочках, многослойной
одежде, но всегда готовые вынести стакан воды или крынку молока постучавшемуся
в двери незнакомцу.
Одна из серий под названием «Семь писем из прошлого»
посвящена расстрелянной царской семье. К 100-летию трагедии художник выполнил
семь портретов членов императорской фамилии. Работая с сохранившимися
фотографиями и документами, автор постарался придать каждому образу характерные
черты: сдержанность и строгость видна во взгляде императрицы, непоседливость и
своенравие царевны Анастасии проступает в ее позе. На портретах также
использованы строки из писем, которые писали друг другу Романовы.
Судьба Родины переплетается с семейной историей Александра
Кондурова. Портрет своего деда Семёна Тимофеевича Конкина он изобразил на
ватнике – символе репрессий. «Дед жил в Устюженском районе. У него была своя
мыза, где он строил баржи, возил их в Петроград, продавал, накупал товар, а
потом вёз обратно в деревню. И вся деревня, можно сказать, кормилась его
трудами. Но в 1917 году его попросили покинуть эти места, чтобы он не раздражал
своим присутствием революционные массы. Он уехал тогда в Петроград с женой и
четырьмя детьми. Потом в 30-е годы на него донес сосед. Деда забрали как
лишенца и в 1938 году расстреляли», – поделился своей историей Александр
Кондуров.
Вторая часть выставки – акварели Люси Ковалевой-Кондуровой. В них нашли отражение впечатления от путешествий и прогулок: здесь и Венецианский карнавал, и полночь в Михайловском замке. По сравнению с рассудочным творчеством супруга, ее работы носят чувственный и спонтанный характер. По примеру восточных мастеров, Людмила следует за движением воды.
«Она наливает воду, краску и в этом хаосе начинает искать
элементы чего-то конкретного – так она пишет цветы», – объясняет супруг. Сама
автор не смогла приехать на открытие.
Выставка «Прикосновение» продолжит работу до 16 октября. Она
стала первым событием нового, 71-го по счету творческого сезона областной
картинной галереи. В пятницу, 9 сентября в Доме Корбакова в рамках Первых
Воропановских чтений также откроется
выставка сестер-керамистов Анны и Юлии Шабаевых. В конце месяца вологжане
увидят в Шаламовском доме произведения итальянского скульптора Массимо Гьотти.
В октябре галерея присоединится к большой юбилейной программе,
посвященной 90-летию со дня рождения Василия Белова.
«У нас будут сразу две выставки: художественную мы готовим с
региональным отделением Союза художников России – это будут новые работы,
посвященные Василию Ивановичу и его малой родине, образам его творчества.
Вторая – выставка фоторабот Анатолия Заболоцкого. Нам очень понравилось в
прошлом году сотрудничать с Театром для детей и молодежи. В наших залах на фоне
юбилейной выставки Николая Рубцова шли спектакли, картины становилась
декорациями. И мы продолжим это сотрудничество: театр покажет спектакль
«Катюшин дождик» в интерьерах выставки, посвященной Белову», – поделилась
планами директор областной картинной галереи Галина Фалалеева.
Сюрпризом станет открытие юбилейной выставки Владимира Корбакова с презентацией нового фирменного стиля Дома Корбакова. Кроме того, впереди совместный проект с музеем Большого театра, ведутся переговоры и с еще одним крупным федеральным музеем. Также в планах долгожданный переезд в новое здание и открытие постоянных экспозиций вологодских художников. А в следующем году у жителей и гостей города будет шанс увидеть работы знаменитого путешественника Федора Конюхова.